Ангкор реальный и мифический

Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Ангкор-Ват реальный и мифический

Есть в Камбодже, севернее озера Тонлесап, удивительное место Ангкор, что значит «город». Это один из самых крупных храмовых комплексов в мире и отнесен к топовому списку новейших чудес света…Это город почти такой же фантастический, как и Атлантида Платона. Там на площади 200 кв. км расположено почти две сотни культовых сооружений, где вокруг памятников лепятся буквально друг на друге деревушки. В них проживает множество людей, привлеченных в эти места расцветом туристического бизнеса. Число таких поселенцев достигло уже 100 тысяч человек. С вершины горы Пном-Бакхенг открывается прекрасный вид на вю окрестность древнего города. Правда, весь Ангкор отсюда взглядом не окинешь, слишком он большой. На севере находится Ангкор-Тхом, на юго-востоке — Ангкор-Ват, знаменитый храм, силуэт которого помещен на государственный флаг страны. Чуть дальше — Та Пром и еще дальше на восток храм Бантей-Срей.

Ангкор реальный и мифический

Рассказывать про этот великий город древности очень трудно просто потому, что это надо все увидеть и не в один день, а по крайней мере за неделю. Почти все храмы Ангкора украшены барельефами – каменными кружевами и картинами из мифов и повседневной жизни людей. Энергетика у древних камней там такая, что не выдерживают и выходят из строя даже фотоаппараты с мобильниками. Можно только догадываться, как все это там выглядело в далеком десятом веке, когда стены его храмов были инкрустированы огромными рубинами и сапфирами.
В IX веке Яшоварман I начал строить здесь столицу королевства кхмеров. Этот народ и сегодня составляет большинство населения Камбоджи. После смерти Яшовармана строительство продолжали его преемники. Легендарный храмовый город Ангкор — эта центр кхмерской цивилизации,которая достигла наивысшего расцвета в период между IX и XIII веками, став главным городом самой большой империи азиатского Юго-Востока. В 1432 году Ангкор захватили сиамцы, и началось его медленное увядание вплоть до окончательного заката. И там вновь стали царствовать тигры, пантеры, змеи и обезьяны. Но во времена расцвета в Ангкоре в течение многих веков спокойно сосуществовали буддизм и индуизм. Несколько десятков больших храмов и сотни сооружений более мелких являют собой прекрасное доказательство уровня инженерного искусства того времени. Все эти постройки расположены на территории, равной по площади острову Эльба. Высокий уровень сельское хозяйство достигался в результате безупречно осуществленного комплекса ирригационных работ. В то время были построены широкие, как реки, каналы, возведены плотины, вырыты огромные водохранилища, — все это позволило получать два-три урожая риса в год. Хроники доносят до нас сведения о том, что в империи процветала торговля. Сюда привозили золото с Суматры и из Кореи, свинец из Малайи, ценные породы дерева, шелк, специи, краски. Все это привозилось по рекам или переносилось караванами носильщиков.

Анри Муо — первооткрыватель Ангкор-Вата

 (111x148, 4Kb)

По официальной версии о существовании заброшенного города знали и сами кхмеры и европейцы. Португальские путешественники побывали в нем еще в XVI веке. Однако считается, что по-настоящему открыл древний город для Запада фрацуз Анри Муо. 22 января 1861 года французский натуралист Анри Муо, заплутав в джунглях севернее озера Тонлесап, наткнулся на живописные развалины Анкора, которые долго искал. В своих поисках он руководствовался записками европейских путешественников, которые бывали в Ангкоре задолго до него. Но именно работа Муо, опубликованная уже после его смерти, сделала Камбоджу весьма популярной у европейцев. Он писал: «Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен. Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира». Возможно, его посетило какое-то предчувствие: спустя несколько месяцев Муо во время экспедиции в Лаос, заболел малярией и, промучившись двадцать дней, умер. Там же в в Лаосе и похоронен. В 1951 году французы нашли и отреставрировали монумент. Но после их ухода из Лаоса монумент был опять поглощен джунглями и забыт. Случайно обнаружили его только в 1990 году. В этом же году он был отреставрирован.

 (640x426, 116Kb)

Ангкор-Ват реальный и мифический

 (600x539, 78Kb)

В серии статей А.М. Тюрина Ангкор реальный и мифический рассказывается о том, что какой вклад внес востоковед В.В. Голубев в изучение Ангкора и какие сенсационные выводы его исследования позволяют сделать, а именно:

  1. В истории Ангкора имеются мифические элементы о том, что «Ангкор после 1431 года покинут людьми, поглощен джунглями и забыт». Они основаны на тех фактах,что для периода с середины 15 до первой половины 18 веков не имеется упоминаний об Ангкоре как о месте, где живут люди, не имеется и материальных свидетельств жизни людей на территории его храмов. Но то и другое имеется…
  2. Результаты радиоуглеродного датирования Ангкора позволяют сделать вывод о том, что они не подтвердили сформированную французами версию хронологии Ангкора. По результатам ре-фальсификации радиоуглеродных дат сформулирована рабочая гипотеза о его хронологии: 15 век – начало строительство храмов и других сооружений Ангкор Тхома (по официальной версии они построены во второй половине 11 – начале 13 веков), 16 век – строительство вокруг него канала (рва), конец 18 — первая половина 19 века – строительство Ангкор Вата (по официальной версии он построен в 1113-1150 годах).
  3. Анри Муо — «первооткрыватель» Ангкора — это утверждение являются мифом, который «прикрывает» то, что Ангкор Вата построен в конец 18 — первой половине 19 века. Миф являлся инструментом колониальной политики западной цивилизации, который применялся не только в Юго-восточной Азии, но и в Европе. С помощью этого инструмента ваялась принятая в Исторической Науке версия и о строительстве Ангкора и о его строителях. Так что знал Анри Муо об Ангкоре,отправляясь в свое путешествие? — Анри Муо знал, что в Ангкоре есть два величественных храма – Байон и Ангкор Ват. Он знал, что европейцы до 1850 года про Ангкор Ват не писали, что путешественники 16-18 веков не только не видели Ангкор Вата, но и не могли увидеть, так как последний был построен позднее. Вот его то, как раз и открыл для европейцев Анри Муо. То есть он открыл для европейцев не Ангкор вообще, а только один из двух грандиозных храмов этого ансамбля – Ангкор Ват. В общем-то, об этом прямо говорится в некоторых публикациях… И публикация дневников Анри Муо с описанием Ангкора явилась сенсацией, только потому, что в них содержались, в основном, сведения о ранее неизвестном в Европе храме – Ангкор Вате. Именно он и поразил воображение европейцев. Для того чтобы как-то объяснить европейцам, почему Ангкор Ват, который построен, как было принято Анри Муо две тысячи лет назад, оставался до публикации его дневников неизвестным, придумана легенда о том, что этот храм открыт абсолютно случайно. Анри Муо знал про Ангкор – ансамбль храмов и других сооружений, приехал, как натуралист, исследовать его окрестные леса, но заблудился в джунглях и случайно наткнулся на храм Ангкор Ват, который был построен две тысячи лет назад, потом заброшен, поглощен джунглями и забыт.
  4. Анри Муо- мифическая личность, придуманная англичанами и французами. В соответствии с биографией он в своей взрослой жизни практически не жил на родине. Будучи французом и затратив на изучение естественных наук всего один-два года, получил поддержку английских научных обществ в организации сложнейших по тем временам экспедиций естественнонаучной направленности. Не имея никакого опыта проживания в субэкваториальных странах, сумел благополучно осуществить три экспедиции в Юго-восточной Азии. Материальные свидетельства пребывания Анри Муо в Ангкоре (собранная им коллекция) утонули в море, а его могила размыта наводнением. Последние два эпизода буквально соответствуют русскому выражению «И концы в воду».

Храм на горе Пном-Бакхенг

 (600x450, 83Kb)

Долгое время исследователи вели споры, какая из построек Ангкора самая древняя. Сейчас все сошлись во мнении, что это храм на горе Пном-Бакхенг.
Гора Пном Бакхенг, на которую я пытаюсь взобраться, называют еще Голупурой и горой Голубева. Ее назвали так в честь Виктора Голубева,которому удалось первым доказать, что храм, расположенный на вершине горы Пном-Бакхенг, является самым древним сооружением Ангкора. В 30-х годах Голубев провел здесь раскопки, которые подтвердили его гипотезу. Во времена Яшовармана буддизм у кхмеров еще только начал распространяться. Сам король был индуистом, поэтому и храм построил индуистский. С его вершины открывается прекрасный вид. Правда, весь Ангкор отсюда взглядом не окинешь, слишком он большой.

Озеро Тонлесап

 (600x352, 65Kb)

Озеро Тонлесап. Деревня на воде. По разнообразию видов рыб система реки Меконг, куда входит и озеро Тонлесап и одноименная вытекающая из него река, не уступят и великой Амазонке. Поэтому многие жители таких деревень никогда не сходят на сушу и живут совсем неплохо — по крайней мере, у рыбаков всегда есть работа и рыба. В их крохотных домишках, похожих на разваливающиеся сараи, чудесным образом умещаются семьи из 5–10 человек. Предмет гордости каждой семьи является маленький телевизор…

Храм Ангкор-Ват

 (699x466, 126Kb)

Освещенные ярким солнцем, башни храма казались огромными белыми бутонами лотоса. Древние зодчие добились идеальной симметрии. С дороги можно было видеть только три башни — центральную и две из четырех, расположенных по углам. История не сохранила нам имен гениальных зодчих, создавших Ангкор-Ват. В отличие от легендарного Прехписнуки они были земными людьми, утвердившими в камне славу их монарха, по повелению которого было создано это чудо света. А вот имя монарха хроники увековечили. И не потому что король Сурьяварман II, правивший Камбуджадеши в первой половине XII века, был великим правителем и полководцем. Возможно, он так и остался бы одним из шеренги многочисленных камбуджадешских варманов (монархов), не приди ему в голову мысль воздвигнуть беспримерный храм. Строительство длилось много лет. Это был титанический труд. Подсчитано, что на Ангкор-Ват пошло столько же камня, сколько на древнеегипетскую пирамиду Хефрена. А ведь каменоломен поблизости не было…
Ангкор-Ват — самое грандиозное религиозное сооружение в мире. Высоко поднимаются пять башен-святилищ — они господствуют над тройным поясом галерей, украшенных великолепными, реалистично выполненными барельефами. И расположены они на платформе 13-метровой высоты. Башня центрального храма возносится вверх на 65 метров. Даже сегодня Ангкор-Ват — духовный центр жизни кхмеров. Его башни изображены на национальном камбоджийском знамени, а принц Сианук, прежде чем принять важные для будущего нации решения, приезжает сюда: медитация в крови у кхмеров. Вероятно там велись и астрономические наблюдения. В том что храм использовали еще как и обсерваторию, убеждает тот факт, что во время восхода солнца в день зимнего солнцестояния кхмерская святыня оказывается на одной линии со святилищем, удаленным от Ангкора на 6 км.
Вполне возможно, что замысел этого комплекса намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Ученые уже установили, что Ангкор-Ват является свое­образным «памятником времени». Дело в том, что развитая сеть дорог, опутавшая всю территорию империи и связавшая самые отдаленные города, была предметом чрезвычайной гордости кхмеров. Длина основных дорог, пролегающих в Ангкор-Вате, имеет символическое значение. Она составляет 1728, 1296, 864 и 432 хата (древняя мера длины). В этих цифрах отражена длительность четырех индуистских юг — эпох мировой истории. Их продолжительность составляла соответственно 1728, 1296, 864 и 432 тыс. лет.

Буддистский монастырь Та-Пром

 (500x396, 93Kb)

Счистив плесень с камней древних храмов, можно удостовериться, какого уровня величия достиг восемь веков назад буддистский монастырь Та-Пром, задуманный царем-богом Джаияварманом VII для своей матери. В этом монастыре, как свидетельствуют исторические документы, находили приют восемь высочайших религиозных чинов, 2 740 священнослужителей и 2 002 их помощника. Высеченные на камнях надписи рассказывают о том, как жил монастырь. Здесь есть и надписи чисто житейского плана, сообщающие, например, что во время одного из многочисленных празднеств, которые здесь устраивались, во время танца апсар — небесных девушек — было сожжено 165 744 свечи. «Инвентаризованы» также все сокровища, содержавшиеся в подвалах храма — пять тонн золотых подносов и прочей домашней утвари и столько же серебряной, 35 алмазов, 45 тысяч жемчужин, 4 500 других драгоценных камней. Во владении монастыря были деревни, где проживали 80 тысяч крестьян. Та Пром не реставрируют, просто поддерживают его в таком состоянии, в котором он прибывает и по сей день, специально для того, чтобы у туристов было представление о том, как выглядел Ангкор до прихода в эти места цивилизации. Нагромождение каменных блоков, остатки колонн, башни, раздавленные стволами баньяна, крыши, просевшие под тяжестью его огромных корней, — так выглядит Та Пром. Баньян — удивительное дерево. Оно может расти на песчанике. Песчаник впитывает много влаги, и семена, попадая на камень, прорастают, тянут корни вниз, к земле. И вскоре все здание оказывается охваченным корневой системой этого дерева- паразита.

Ангкор-Тхом (Большой город)

 (500x333, 79Kb)

Ангкор-Тхом не зря назвали большим. Он занимает площадь 900 га и так же как, Ангкор-Ват, окружен рвом. Попасть внутрь можно по мосту, перила которого выполнены в виде 9-голового змея нага. С одной стороны его держат боги, с другой — демоны. Всего их 108. Башня храма ПхменеакасКогда-то здесь, на Королевской площади, был дворцовый комплекс, включавший в себя сам дворец и несколько храмов. От всего этого великолепия осталась лишь одна башня храма Пхменеакас. По легенде, в этой башне жила душа девятиглавой змеи, властительницы королевства. Каждую ночь она принимала облик женщины, и правитель должен был подняться к ней на ложе перед тем, как идти к своим женам. Считалось, что если король пропустит хоть одну ночь, то случится несчастье. Поскольку короли уже давно не живут в Ангкоре, и дух 9-главой змеи здесь больше не появляется.

Буддийским храм «Байон»

 (700x525, 89Kb)

Храм Байон имеет 50 башен. К центральной можно подняться и окинуть взглядом весь комплекс. Кхмеры строили свои храмы примерно так: они просто нагромождали каменные глыбы, привезенные из карьера, друг на друга, а потом отсекали все лишнее. Все анкорские здания складывались из блоков, между которыми не было цементирующего раствора. Ходить по Ангкору не безопасно. Конструкции не вполне надежны. Мягкий камень разрушается грибком, фундамент проседает, и блоки смещаются. Того и гляди, что-нибудь свалится на голову. Когда ходишь, больше смотришь не под ноги, а наверх. Чтобы посетителя случайно не прибило камнем, сверху натянута железная сетка, правда, не везде. В Байоне трудно отделаться от ощущения, что за тобой все время кто-то пристально наблюдает. Этот кто-то — буддийское божество Авалокитешвара, олицетворение милосердия и сострадания. Его ликов здесь ровно 200, по 4 на каждой башне. Моделью для скульпторов служил сам Джаяварман VII.

Бантей Срей

 (600x497, 156Kb)

Бантей Срей одна из ранних построек Анкора, конец X века. Он находится на расстоянии 35 километров от основных храмов. В путеводителях о нем пишут — «чудо грации и гармонии». Храм действительно само изящество. Бантей Срей в переводе с кхмерского означает «цитадель женщин». Наиболее разграблен французскими колонизатарами. Раньше его украшали фигуры небесных танцовщиц, апсар. Но все они перекочевали в музеи и частные коллекции.

Искусство апсар- это кхмерский балет

 (650x525, 94Kb)

В ближайшем к Ангкору крупном городе Сием Риапе можно посмотреть на настоящих апсар. 1000 лет назад, в период расцвета кхмерского государства, искусством храмового танца владели многие женщины. К началу XX века их оставалось не более 50.
В 1906 году кхмерский балет был на гастролях во Франции. Знаменитый скульптор Огюст Роден, как зачарованный, ездил с труппой по всей стране, следил за пластикой маленьких танцовщиц из Камбоджи и делал рисунки. Этим волшебным зрелищем невозможно не увлечься. В кхмерском балете нет декораций, зато костюмы танцовщиц поражают роскошью. Главное в танце — руки. Каждый жест — это высказывание, абсолютно понятное посвященным. Если, например, правая ладонь поднимается вперед и выше пояса, то левая должна оказаться на строго определенном для нее месте. Каждое положение меняется только после фиксации позы, чтобы зритель мог по достоинству оценить каждую фигуру танца и пожалеть, что она исчезла так быстро.

Разрушение и расхищение храмов

 (699x466, 155Kb)

Если ходить по тропинкам, по которым не ходят туристы,то можно увидеть, что храмы здесь разрушаются не только из-за неумолимого бега времени, проливных тропических дождей и бурного роста растительности, но и по причине варварского отношения человека к этим сокровищам.
Красные кхмеры пытались разрушить многие храмы как символы религии.
Потом сюда пришли люди, которым надо было только одно — вынести из Ангкора как можно больше произведений искусства с целью торговли. Они продолжили «дело» разорения и уничтожения храмового города — уносили все, что можно, обезглавили множество изваяний, в частности, скульптурных изображений Будды. И сегодня, несмотря на то, что здесь явно стали обращать большее внимание на охрану сокровищ, разграбление комплекса продолжается. В феврале 1992 года группа вооруженных преступников, убив трех сторожей реставрационной лаборатории в городке Сием-Реап, унесла оттуда одиннадцать ценных статуй общей стоимостью около миллиона долларов. Однако самым большим похитителем древностей был и остается французский писатель Андре Мальро, бывший министром культуры в правительстве Де Голля. В двадцатых годах он похитил барельефы из храма Бантеай-Сай. Он находится на расстоянии 35 километров от основных храмов. По дороге туда встречаются четыре изваяния обезьян и каких-то чудовищ — они обезглавлены, а еще недавно были совсем целыми. Но еще больше расстраивают красные таблички, которые виднеются тут и там по краям тропинки. Это предупреждение: опасно, мины! А мины — дело рук орудующих здесь красных кхмеров.

Реставрация храмов

 (699x466, 155Kb)

Только в декабре 1992 года ЮНЕСКО включила его в список мировых памятников культурного наследия. Была сождана специально научная экспедиция , возглавляемая специалистом по кхмерской цивилизации Клодом Жаком, отправилась в Камбоджу. Ее цель — оценить состояние древних памятников после освобождения района от красных кхмеров. Об этой экспедиции создан в 2000 году фильм «Сокровища Камбоджи в опасности», Его оригинальное название: Beyond Angkor. Cambodia’s Edangered Treasures.
Автор сценария и режиссер Пьер Стайн.Через год в Токио был создан Международный координационный комитет, поставивший своей целью возродить былое великолепие Ангкора.
И сегодня ЮНЕСКО обращается ко всему миру с призывами помочь спасти Ангкор. Мало кто представляет себе масштабы необходимых работ и то, какие требуются несметные средства для этого. Условия, в которых находятся памятники, поистине ужасающи, нанесенные им раны слишком глубоки. Многие повреждены так, что восстановить невозможно. Касаешься песчаника, а он рассыпается в песок. Поэтому нечего и думать, что Ангкор может вернуть свое прежнее великолепие. И все-таки сейчас там под руководством токиского комитета ведутся активные реставрационные работы. В них принимают участие более 12стран и международных организаций. Американцы занялись храмом Преах Кхан, французы восстановили Террасу слонов и Прокаженного короля, итальянцы — Пре Руп, японцы — Байон. При реставрации играет определенную роль и национальная культура самих реставраторов. Например, храм Та Пром восстанавливают индийские эксперты. Храм зарос деревьями, и индийцы хотят их выкорчевать по двум причинам. Во-первых, деревья старые, когда они умрут, может обвалиться каменная кладка. Во-вторых, для индийца растительность в храме — это вторжение в сакральное пространство. Но для западных туристов эти деревья очень привлекательны. После многолетних споров индийцы пошли на уступку и пообещали сохранить храмовую растительность как «живой памятник». В Ангкор Вате осуществляется сразу несколько реставрационных проектов. Один из самых интересных — восстановление библиотеки — проводят японцы. Кладка из песочных камней в нескольких местах полностью разрушилась, японские специалисты заменяют их новыми, практически неотличимыми от старых. Одна из самых сложных задач встала перед реставраторами храма Бапуон, построенного в начале XI века. Строился он как индуистский, но в XVI веке был разобран. Из камней была сделана одна из крупнейших в мире статуй Будды. В 40-х годах статуя частично обвалилась, и французские археологи решили разобрать ее целиком, подвести бетонный фундамент и собрать заново. Работы начались в 1960 году. Рабочие разложили камни весом от 400 до 5000 фунтов в поле вокруг храма. В 1975 году началась война, французы бежали, никто не догадался захватить планы строительства, а красные кхмеры чертежи уничтожили. В 1995 году французы возобновили реставрационные работы. Как шутит возглавляющий команду реставраторов архитектор Паскаль Ройер, они пытаются решить «самую большую головоломку в мире». Ройер надеется закончить работу к 2007 году. 80 процентов камней уже обрело свое законное место, но пока только в головах экспертов.

Камбоджа – наследница Кхмерской империи

Первое королевство на территории временной Камбоджи, возникло в I веке. В VII веке оно было подчинено бывшим вассальным государством Тонлесап, а с XI по XIII столетия Кхмерская империя, включавшая Таиланд, Камбоджу, Лаос и Южный Вьетнам, была одной из самых могущественных в регионе. В 1620 году Кхмерское государство было разделено между Вьетнамом и Сиамом, а в 1863 году Франция вмешалась в медленный процесс раздела Камбоджи между Вьетнамом и Сиамом и объявила ее своим протекторатом. в 1953 году Получила независимость Камбоджа. Франция передала власть правительству короля Нородома Сианука.
17 апреля 1975 года «красные кхмеры» захватили Пномпень и началось кровавое правление Пол Пота. Практически все городские жители были выселены в сельскую местность, были запрещены средства массовой информации, деньги, знание иностранных языков каралось смертью. В течение 72 часов всё городское население было переправлено в «трудовые лагеря», располагавшиеся прямо на рисовых полях. Людям выдавали всего 100 грамм риса в сутки, а за любую провинность их ждали изощренные наказания и смерть. Всего за годы правления «красных кхмеров» было уничтожено более миллиона человек. По стране покатились волны народных восстаний, в 1978 году был образован Единый фронт национального спасения Кампучии. И в январе 1979 года режимом Пол Пота был свергнут. Но война с красными кхмерами продолжалась до самой смерти Пол Пота в 1998 году. Тело ненавистного диктатора сожгли на костре из автомобильных шин. Но страх до сих пор жив в простых жителях, и многие верят, что Пол Пот всё еще жив и может вернуться. О войне и сейчас напоминают многочисленные мины, еще оставшиеся на полях и в лесах, а так же множество калек, лишившихся рук и ног. Сегодняшняя Камбоджа – это конечно же и очаровательная и экзотическая страна. Но… и беднейшая в мире. Там процветает самая мощная коррупция на свете. Денег не хватает не только на восстановление памятников архитектуры, но даже на охрану от многочисленных воров, которые по сей день безнаказанно вывозят в Бангкок барельефы, статуэтки и другие произведения искусства, (отсюда они растекаются по частным коллекциям мира).

Туризм

 (549x411, 55Kb)

С тех пор как Ангкор был объявлен в 1994 году археологическим парком, на его территории запретили строить отели. Ближайшие находятся в четырех милях, в городке СиемРиап, и туристы останавливаются там. Но власти ничего не могут поделать с беднотой, самовольно селящейся в самом парке и число которых постоянно растет. Они и обслуживают туристов, приток которых увеличивается год от года. В 2004 году их было уже миллион человек, в два раза больше, чем в прошлом. Сегодня Камбоджа — одна из самых бедных стран в мире: средняя заработная плата составляет 25 долларов в месяц, процветает коррупция. Туристы, привлеченные красотой Ангкора, являются главным источником доходов. Некоторые западные ученые сетуют, что им в угоду искажается история страны. «Туризм в Ангкоре способствует романтизации недавнего прошлого, — заявил британский ученый Тим Уинтер, — туристы со всего мира узнают здесь не историю Камбоджи, а неполную и даже местами искаженную историю французского Индокитая XIX века». Мировой популярности Ангкора поспособствовал Голливуд, здесь в 2000 году был снят фильм «Лара Крофт: расхитительница гробниц».
Но поскольку памятники занимают огромную территорию, эти толпы не бросаются в глаза. Только около шести часов утра сотни иностранцев приходят к комплексу Ангкор Вата, чтобы полюбоваться тем, как над башенками этого восхитительного храма восходит солнце. А вечерней порой они собираются уже на руинах Пном Бакхенга, откуда Ангкор Ват открывается во всем величии замысла его строителей. Вообще, Ангкор уже сделался обязательным пунктом туристической программы пребывания в Юго-Восточной Азии. Несомненно, очень удобна новая авиалиния, которая доставляет пассажиров непосредственно в Сиемреап, без вынужденной остановки в малоинтересном Пномпене. Сегодня здесь ежедневно приземляются около десяти самолетов из Бангкока, Сайгона, Вьентьяна или Ханоя.
СиемРиап – второй по величине город в Камбодже, является базой для посещения монументов Ангкора. Это уютный, шумный на центральных улицах, городок со множеством дешевых гестхаусов, хороших ресторанов и магазинов. Посещение Ангкора — удовольствие достаточно дорогое, входной билет на территорию храмов стоит 20 долларов в день, а билет на три дня — 40 долларов. И что удивительно — уже несколько месяцев продажей билетов занимается частная фирма, выплачивающая государству налог в размере миллиона долларов.

Послесловие

«Самым ошеломляющим археологическим событием» рубежа XIX — XX веков называли современники открытие в тропических джунглях храмов средневековой Камбоджи. Интерес к ним был настолько велик, что павильон кхмерского искусства на Всемирной парижской выставке собирал сотни тысяч посетителей. И многие задавались вопросом: почему все-таки Камбоджа, а не соседние государства, достигла такой художественной высоты? Ответ ищут до сих пор. Одни видят его в трудолюбии и таланте народа, в мудрости его правителей. Другие обращают внимание на удобства районов кхмерских поселений, лежавших на торговых путях между Индией и Китаем, и давние связи этих земель с цивилизациями древности, включая эллинистический мир. Вероятно, правы все…

ВидиоРолик об Ангкоре, автор Пьер Стайн

Фото из интернета

 (700x525, 210Kb)

 (640x480, 175Kb)
 (699x466, 207Kb)
 (699x512, 155Kb)
 (700x525, 192Kb)
 (700x525, 191Kb)
 (700x525, 202Kb)
 (699x466, 159Kb)
 (700x525, 119Kb)


Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Оцените эту статью
( Пока оценок нет )
Kayrosblog.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.