Японские боевые веера — стальные крылья бабочек

Поделитья с друзьями в социальных сетях:

У нас в России среди японофилов, включая нас, анимешников =), довольно популярна тема японских мечей, мы знаем их историю, размеры, техники и даже мастеров и технологии производства. Однако мало кто знает о другом, весьма интересном предмете вооружения японских самураев и ниндзя. Про японские боевые веера. Хотелось немножко отдать им должное.

Когда мы слышим слово «веер», большинство из нас сразу представляет себе какую-нибудь французскую мадемуазель, игриво прячущую личико за порхающим кружевным веерком, или изящную гейшу, исполняющую замысловатый танец с веерами. Согласитесь, мало кто сразу подумает о свирепом воине в рогатом шлеме, лупящем веером своих врагов.

Не буду рассказывать про все виды применения вееров в Японии, коих была чёртова прорва и ещё два, скажу лишь, что ими пользовались все и всегда. И вот, благодаря тому, что самураи не желали расставаться с этим предметом обихода даже на войне, и тому, что японцы, наверное, из всего могут сделать оружие, и появились боевые веера.

«С образованием военного правительства Минамото-Но-Ёритомо в Камакуре в конце XII столетия веера стали использоваться по новому назначению. Военные взяли на себя функции аристократии, и элегантный хи-оги знати усилиями самураев стал преображаться в оружие, меняя свои деревянные ребра на железные и приобретя укрепленные лаком сочленения» (Ю. Касал «The Lore of the Japanese Fan»)

Виды боевых вееров

• Uchiwa (団扇?) – Учива. Также известен как Гумбаи – большой нескладывающийся железный веер, иногда на деревянной основе, который носили с собой высокопоставленные офицеры. Веера учива использовались для отклонения стрел, в качестве щита от солнца, а также для подачи сигналов солдатам.
«Дата, когда мухобойка военного командования стала заменяться на жесткий и прочный боевой веер, — пишет Касал, — остается неясной. Можно предположить, что боевой веер появился как вид оружия во время правления в Камакуре Минамото и Ходжо между 1192 и 1333 гг. Известно, что Уесуги Кеншин пользовался таким веером в битве при Каванакаджима в 1563 г., а высший пик популярности гумбаи пришелся на середину XVI столетия» (там же, 72). Далее Касал пишет, что гумбаи, так же, как и мухобойка-саихаи, «должно быть, возник как магическое воплощение власти и могущества, защиты и справедливости, которые являлись прерогативными атрибутами племенных вождей. Его жесткую конструкцию можно объяснить дополнительным использованием веера как щита против внезапной атаки. Особенно это справедливо в отношении таких вееров, которые делались из железа или стали» (там же, 73-74). Изначально имевшийся в бою у каждого командира сколь угодно небольшого соединения, гумбаи превратился в исключительную прерогативу высшего генералитета только в «мирный» период Токугава, когда военные веера, «изысканные и разукрашенные, со шнурами и тяжелыми кисточками всевозможных комбинаций различных цветов стали применяться для обозначения ранга или клана его владельца» (там же, 75). Такие веера изначально украшались изображениями главных символов китайской космогонии: солнца и луны, как эквивалентов активного и пассивного начал бытия (ин и янь), а так же созвездия Большой Медведицы как центра Вселенной. Не редко можно было увидеть на веерах яркие изображения драконов, разрушительных штормов, пейзажей и так далее. Позже доминирующим мотивом стали эмблема клана или герб семьи. На изображающих батальные сцены иллюстрациях, содержащихся во многих свитках, «то тут, то там в гуще рукопашной схватки… видна рука, высоко держащая маленький веер из черной бумаги с красным круглым пятном в центре, или железный веер типа учива, которым военачальник подавал своим офицерам команды…» (Салви Ш. «0n Japanese fan», 33).

 (497x497, 61Kb)

• Saihai (采配?) – Саихаи – Сигнальный веер, представлявший из себя полосы из кожи или плотной бумаги, прикрепленные к рукояти. Использовался командирами для подачи сигналов, координирующих движения отряда.

Учива и Саихаи

 (700x378, 41Kb)

• Gunsen (軍扇?) – Гунсен – складывающийся веер, используемый самураями в доспехах для охлаждения. Внутренние пластины (спицы?) выполнялись из бронзы, меди; внешние пластины часто выполнялись из железа. Это делало веера легкими, но крепкими. Обычно носился на поясе или на нагрудной пластине, однако в последнем случае часто мешался при пользовании мечом или луком. По другим источникам, гунсен также был боевым веером. Вероятно, использовался так же, как тесен.

• Tessen (鉄扇?) – Тессен – Складывающийся веер с внешними пластинами из железа, который выглядел как обычный, безобидный складной веер. Состоял из 8-10 пластин.
Если посмотреть в «Определителе оружия и вооружения» Б.Г. Трубникова, там даётся следующее описание: Тессен — вариант боевого веера, используемый японскими ниндзя. Особенностью является отсутствие рукояти. Существует три разновидности тессена: а) при раскрытии веера раздвигались скрытые тканью спицы, обычно отравленные; б) раскрытые широкие металлические лопасти, обычно заточенные, выступали в роли боевого топора; в) веер-арбалет — тайное комбинированное оружие, совмещавшее функции холодного и метательного. Также тессеном назывется японский цельнометалический боевой веер.
Самурай мог взять такой веер в места, где запрещалось ношение меча или другого явного оружия (к примеру, дом своего господина). Тессен использовался для отклонения стрел и метательных клинков, как метательное оружие, а также как вспомогательное устройство при плавании. Некоторые фехтовальные школы включали тренировки по использования вееров в качестве оружия. боевой веер тессен обладал неисчислимым количеством назначений, прямо связанных с профессиональной обязанностью самурая – ведением боевых действий. Воин мог фехтовать им, вырывая меч из рук противника, зажимая лезвие между стальными ребрами веера и резко дергая на себя. Мог отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики, как это проиллюстрировано на эстампах Хокусаи. Мог сбивать летящие мишени, как в игре под названием оги-отоши, в которую с удовольствием играют и сегодня, использовать веер как средство для развития общей координации, применимой к любым стратегическим обстоятельствам, и во многих других целях. Более того, веер служил важной частью обучения определенным техникам плавания, преподаваемых во многих школах боевых искусств.

Эпоха Эдо, нач. XIXв.
многослойная японская бумага (washi), лак, гравировка, золочение.
Длина: 28 см
Ширина: 59 см
Вес: 510 г
Японский боевой самурайский веер ТЕССЕН — черный складной командный веер в форме gunsen-gata с 10-ю металлическими пластинами и с изображением самурайского родового герба (мона) клана Ичидзэн на обеих сторонах веера. На одной из металлических пластин — подпись мастера. Раритет! Имеет музейное значение.

 (596x699, 43Kb)

Тэссэн-дзюцу
(Искусство боевого веера)

Согласно легенде, отличной от данных, приведённых у Ю. Касала в «Повелителе японского веера», это искусство создал знаменитый японский воин XII века воин Минамото-но-Ёсицунэ (1159—1189) (Истина мне неизвестна, так что не стреляйте в пианиста =) ). Затем данное искусство стало обязательным для изучения в школе Син-Кагэ-рю. Оно сохранилось до наших дней в качестве одного из реликтов феодального прошлого, наряду с сумо, кю-до и ябусамэ (стрельбы из лука с лошади по бегущей собаке).
Металлический боевой веер, используемый опытным мастером, представляет собой оружие с довольно широким спектром возможностей, тем более, что он складывается и раздвигается, превращаясь то в дубинку, то в небольшой щит, то в огромную острую бритву.
С точки зрения техники применения, работа с веером делится на две части: работа со сложенным веером и работа с развернутым веером. В сложенном состоянии он использовался точно так же, как и короткая дубинка. В развернутом с его помощью можно было защититься от метательного оружия.

Тонкие кованные пластинки, из которых состоял веер, не в состоянии были выдержать удар стрелы или пущенного сильной и умелой рукой сюрикена, но повернутые под небольшим углом к линии атаки могли отклонить летящее оружие в сторону.

На близкой же дистанции с его помощью противнику закрывали обзор. С учетом этого, как правило, вместе с веером использовалось еще какое-то оружие, например, короткий меч танто (хотя танто очень часто ошибочно называют ножом, на самом деле это короткий меч). Кроме того, острым краем развернутого веера наносили удары по незащищенным уязвимым зонам противника (шея, лицо, внутренняя поверхность кистей рук и т. д.). Чередование раскрывания и закрывания веера во время поединка создавало дополнительную помеху, которую применяли для отвлечения и рассеивания внимания противника.

 (700x578, 86Kb)

К большому сожалению всех поклонников кобудо, в настоящее время тэссен-дзюцу находится на грани почти полного исчезновения и сохранилось только в нескольких небольших фамильных школах в Японии.

Мой маленький доклад я составляла из кусочков нескольких статей, вот основные:

— большая интересная статья, с картинками и примерами из истории. В основном, как я поняла, опирается на текст Касала «The Lord of Japanese Fan»

http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?sait=6&id=4109 – Тесен-дзюцу с историей про бедного бычка =(

http://en.wikipedia.org/wiki/Japanese_war_fan — статья Википедии на английском.

 


Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Оцените эту статью
( Пока оценок нет )
Kayrosblog.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.