Сокровища Поволжья в фотографиях разных авторов, представленные в этой статье, позволят вам оценить красоту этого края. Поволжье — это не весь бассейн Волги, а та его часть (начиная с впадения в Волгу Оки, т. е. с Горького), для которой Волга является важнейшим элементом природной среды, оказывающим сильнейшее влияние и на сельское хозяйство.
Регион Поволжье, удобно связанный с Промышленным Центром водными путями Оки и Волги, было одним из первых районов русской колонизации, начавшейся ещё с XIII в. и охватившей весь район после того., как при Иване Грозном (в середине XVI в.) были завоёваны Казань и Астрахань.
Волга служит значительным природным рубежом. Правый берег — высокий и левый — низкий на всём протяжении Поволжья заметно различаются по природным условиям. На значительных расстояниях Волга служит границей разных растительных поясов. Сообщение через Волгу, особенно весной и осенью, довольно затруднительно. В своём среднем течении, на участке где находятся !!города Поволжья!! от Горького до Саратова, Волга долгое время служила рубежом в борьбе русского народа с кочевниками. Правобережье, образующее по отношению к историческому Центру страны как бы,внутреннюю дугу, заселялось гораздо раньше Левобережья и поэтому значительно превосходит Левобережье по густоте населения и железнодорожной сети.
Лет 100 и более назад, когда не было ни железных дорог, ни пароходов на Волге, левобережная !!зона Поволжья!! была ещё совсем мало освоена; «Сибирь» тогда начиналась сразу за Волгой. Помещичьих земель там не было, крестьяне убегали туда от помещиков. Крепостное право вплоть до его отмены в 1861 г. было развито на Левобережье гораздо меньше, чем на Правобережье. Волга сыграла в своё время громадную роль в истории расселения русского народа и расширения его государственных границ, а также и в истории широких народных движений (Разина, Пугачёва), так что Волгу недаром называют великой русской рекой.
Волга — мощная водная магистраль, которую по провозной способности можно приравнять примерно к 5—10 железнодорожным магистралям. Дешевизна водного транспорта по сравнению с железнодорожным в достаточной мере уравновешивает такие неудобства, как удлинение пути из-за извилистости русла, зимний перерыв в движении и пр. Своими далеко расходящимися «щупальцами» в виде Оки, Камы и Мариинской системы волжский путь обеспечивает непрерывное водное сообщение между такими далеко отстоящими пунктами, как Ленинград, Москва, Молотов (на Урале), а в сочетании с морским путём позволяет достигать и любых берегов Каспия вплоть до Ирана. Отсюда понятно, почему Волга, сыграв громадную роль в истории русского народа, запечатлённую в русских народных песнях, сохранила крупное значение и после проведения железных дорог вплоть до наших дней.
Волга притягивает к себе грузы на расстоянии до 200 и более километров. На время навигации волжский транспорт привлекает не одну сотню тысяч людей, занятых в качестве грузчиков, матросов, рабочих на затонах, на пристанях и т. п. Идущие по Волге в обе стороны громадные грузопотоки громоздкого сырья и особенно топлива — дров, нефти — привлекают к Волге и промышленность. И это тем более, что вплоть до последнего времени, когда в ряде мест Поволжья были обнаружены и стали добываться нефть, газы, горючие сланцы, основная часть его территории (кроме севера) не имела никакой местной топливной базы. Все большие города Поволжья, начиная с Горького и вплоть до устья, стоят на самой Волге в тех пунктах, где Волгу пересекают или к Волге подходят железные дороги. Притягивая к себе грузы, рабочую силу, промышленность и города, !!области Поволжья!! служат как бы «осью», вокруг которой складываются экономические районы. Вы можете убедиться в этом самостоятельно, приехав сюда. Гостиница Корстон (Казань) станет отличным местом для пребывания в этом живописном крае.
То обстоятельство, что Левобережье и Правобережье значительно различаются между собой и по природным условиям, и по густоте населения и железнодорожной сети, и вообще по степени хозяйственного развития, ещё сильнее связывает их между собой. В каждом из экономических районов Поволжья правобережная часть, как общее правило, может дать рабочую силу и техническое вооружение, а Левобережье имеет избыток земли и сырья (леса на севере, хлеба на юге), а потому Правобережье и Левобережье очень нуждаются друг в друге и хорошо друг друга дополняют.