Financial Times опубликовала рейтинги бизнес-школ, которые четко указывают на одно: конкуренция между игроками индустрии делового образования сектора растет, а их предложения становятся все более разнообразными.
Что такое Unicon
Unicon, международный консорциум университетов, предлагающих программы управленческого образования (объединяет 113 ведущих бизнес-школ), подчеркивает разноплановость подходов, которые применят его участники. А CarringtonCrisp (консалтинговая компания в сфере бизнес-образования) провела опрос, участники которого отметили, что самое важное для них — видеть, что слушатели учебных программ на самом деле инициируют необходимые изменения в своей структуре. Также опрос показал, что круг провайдеров управленческого образования, которые получают высокие доходы, не ограничивается элитарными заведениями (некоторые члены консорциума Unicon имеют годовые доходы в сумме более 2 млрд), а становится все шире.
Перечни Financial Times включают рейтинги 80-ти провайдеров общедоступных программ, 80-ти провайдеров кастомизированных программ и 50-ти ведущих провайдеров учебных курсов обоих типов.
Понятно, что эти перечни только частично отражают картину актуальных предложений на рынке бизнес-образования. Например, в них не представлены курсы по бизнесу и разнообразные программы, которые предоставляются корпоративными структурами, в частности, консалтинговыми компаниями (такими, как PwC, McKinsey и Egon Zehnder), много специализированных элитарных курсов или чисто онлайн-предложения.
Расширение круга провайдеров указывает на важное изменение в индустрии бизнес-образования: формат обучения разнообразнее (кроме аудиторных занятий, в том числе, это может быть неформальное обучение на рабочем месте, взаимное обучение коллег или коучинг) а также растет спрос на программы с практическим уклоном.
Также опрос показал, что и бизнес-школы, и их клиенты стремятся иметь более действенные способы измерения отдачи от сделанных в обучение инвестиций. Кроме этого, и первых, и вторых интересуют вопросы: как повысить продуктивность обучения и как интегрировать курс в очень насыщенное рабочее расписание руководителя; как быстро воплощать данные исследований в действительность и как расширить диапазон учебных форматов (в частности, заключая партнерство между различными провайдерами).
Методология отбора бизнес-школ
В основе рейтинга — опрос бизнес-школ и слушателей их программ. В ходе опроса оценивались следующие позиции:
- подготовка (качество контента и подбора членов групп);
- дизайн курса (структура, гибкость курса, размер групп);
- методы обучения и материалы (объем теоретического материала и релевантность для конкретного рабочего контекста);
- преподавательский состав (качество обучения, способность гармонизировать усилия для обеспечения целостности курса);
- качество участников курса (уровень академической подготовки, уровень как управленцев, качество взаимодействия в группе);
- новые навыки и знания (релевантность для рабочей среды, стимулирования нового способа мышления);
- деятельность после завершения курса (качество поддержки, предоставляемой слушателям, возможности для нетворкинга);
- достигнутые цели (степень реализации ожиданий, вероятность, что курс будет порекомендован другим);
- питание, размещение, материально-техническая база, ресурсы.
Для кастомизированных программ, кроме приведенного выше, оценивались еще две позиции: ценность, которую получили слушатели за вложенные средства; и вероятность их повторного прохождения курса в этой же бизнес-школе.
Опрос бизнес-школ осуществлялся по следующим позициям
Для общедоступных программ:
- процент слушателей-женщин;
- количество слушателей из других стран;
- рост;
- присутствие в других странах и регионах;
- количество и качество программ, которые разрабатываются и предоставляются в партнерстве с другими бизнес-школами;
- гендерное и национальное многообразие преподавательского состава.
Для кастомизированных программ:
- международные клиенты;
- кастомизированные программы, которые реализуются в других странах;
- количество и качество программ, которые разрабатываются и предоставляются в партнерстве с другими бизнес-школами;
- рост;
- гендерное и национальное многообразие преподавательского состава.