Любое дорожное полотно рано или поздно приходит в негодность, перестаёт выполнять свои функции. В тёплое время года для восстановления применяют фабричную разогретую смесь на основе битума. При ненастной погоде или зимой такой метод не осуществим, – ремонтируемая поверхность должна быть чистой и сухой. В таких случаях используется холодный асфальт.
Описание технологии холодного асфальтирования
Холодный асфальт – это относительно новый продукт, применяемый в дорожном строительстве или коммунальными службами для ремонта небольших площадок. Представляет собой смесь:
- Основной компонент – асфальтобетон (битум, щебень, кварцевый песок).
- Пластификаторы – придают составу необходимую вязкость (пластичность, растекаемость).
- Полимерная группа – повышает прочность смеси, уменьшает износ поверхности.
В процессе производства компоненты тщательно перемешиваются, термически обрабатываются. Готовая смесь «холодный асфальт» расфасовывается в промышленную тару (500кг или 1 тонна), мешки по 25, 30 и 50 кг, металлические барабаны 29~30 кг или пластиковые вёдра 15 кг. Возможна другая весовая категория, определяемая производителем.
Достоинства холодного асфальта
Холодный асфальт приобрёл популярность благодаря ряду неоспоримых преимуществ:
- Появилась возможность в проведении ремонтно-восстановительных работ дорожного покрытия в течение всего года. Рекомендованный диапазон температур от -20 до + 30–40°C.
- Обладает хорошей адгезией с основным материалом дороги.
- Не уступает в прочностных характеристиках традиционному асфальту, укладываемому горячим способом.
- Метод холодной укладки выгодно отличается простотой. Не требуются специальные знания и специальный инструмент. Подготовка поверхности – удаление пыли.
- Новое покрытие можно эксплуатировать сразу после укладки.
Но холодный композит дорог по сравнению с традиционным «горячим» покрытием. Усреднённая цена на асфальтирование в мешках:
- по 50кг, в зависимости от региона, составляет 450–590 руб;
- 25 кг – по 350~510 руб (в зависимости от состава и производителя);
- промтара («биг-бэг», одна тонна) – 8500~18000 руб/т.
Для сравнения, – «горячий асфальт» в среднем (по Уралу) стоит 2100~3300 руб/т. Тем не менее, при небольших работах (ямочный ремонт) или выполнении в зимнее время, использование холодного способа выгоднее.
Использование холодного асфальта в частном домостроении оправдано:
- небольшими объёмами работ;
- простой технологией укладки;
- возможностью выполнить своими силами;
- отсутствием в необходимости специального инструмента или оборудования для укладки.
[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]СОВЕТ. В процессе эксплуатации готового покрытия возможна усадка асфальта и образование впадины. Устранить этот дефект помогает закладка смеси на 2~4 см выше основного уровня дороги.[/box]
Укладка холодного асфальта
Этапы в технологии укладки:
- Обследуется место укладки. Определяется необходимый объём материала из расчёта: расход на 1 м при вертикальном срезе в 5 мм составляет ~50 кг готового композита.
- Производится закуп покрытия – лучше в заводской упаковке (гарантийный срок хранения до 8~10месяцев).
- Удаляется мусор, грязевые отложения. Старую поверхность целесообразно обработать битумной эмульсией (например, для кровель). В холодное время года рабочую смесь и битум необходимо выдержать в отапливаемом помещении в течение 2–5 суток.
- Холодный асфальт засыпается несколькими слоями. Каждая прослойка утрамбовывается (например, деревянной толокушей).
Как видите, холодный асфальт замечательно справляется с мелким ремонтом, особенно при плохих погодных условиях. Цена на асфальтирование территорий этим способом будет выше, чем при использовании горячего асфальта. Поэтому. холодное асфальтирование рекомендуется для использования в домашнем хозяйстве и при «ямочном ремонте» дорог.