Louis Vuitton выпускает 400-страничный альбом «Art,Fashion & Architecturek», посвященный тесным взаимоотношениям лакшери-гиганта и современного искусства сегодня, пожалуй, ни один фэшн-бренд не поддерживает его так, как Louis Vuitton.
Дизайнерская реклама от Louis Vuitton
Несмотря на то, что бренд начал взаимодействовать с художниками еще в 80-х, сотрудничество с ними полноценно интегрировалось в политику продвижения бренда совсем недавно с началом «арт-директорствованияk Марка Джейкобса (у которого, как известно, одна из лучших частных коллекций современного искусства). У
книги более 80 контрибьюторов от Жана-Мишеля Баскиа и Захи Хадид до Рубена Толедо и Филипа Старка; но, если кому-то внушительный список важных имен покажется нерелевантным или необъективным, стоит вспомнить, что патрона искусства брендом всегда так или иначе обусловлен стратегией увеличения продаж к примеру, выставка «Moscopolisk была устроена тогда, когда на российском рынке продавалось до 27% от всей производимой Louis Vuitton продукции; схожая ситуация с нынешним вниманием к молодым азиатским художникам.
Как бы то ни было, сегодня бренд мощный катализатор для современного искусства это наглядно доказывает история Louis Vuitton сквозь его призму.
Во Франции родился Луи Виттон, основатель бренда. Вуиттон открывает свой первый магазин под вывеской «Louis Vuitton Malletierk (что-то вроде «Луи Виттон, багажных дел мастер»)
Луи и его сын Джордж сочиняют для Louis Vuitton что-то вроде знака качества (тогда это называлось «marque L. Vuitton d™pos™e») узорчатый принт «Damier Canvas» первый отличительный признак бренда.
Louis Vuitton начинают подделывать. Джордж Виттон придумывает превентивную меру: логотип и классическую расцветку «Monogram Canvas» зигзагообразно расположенные скрещенные буквы LV это ссылка на популярные в Азии в позднюю Викторианскую эпоху мотивы.
Открывается бутик Louis Vuitton на Елисейских Полях в Париже самый большой магазин товаров для путешествий (багаж, дорожные наборы, кофры для ювелирки и остальное) в то время. Чуть позже бутики бренда появились в Нью-Йорке, Бомбее, Вашингтоне, Лондоне и Буэнос-Айресе
Главный идентификационный признак бренда «Monogram Canvas» переделывают. С этого момента обновленная монограмма становится неразрывной ассоциацией с Louis Vuitton.
Французский фотограф Жак-Анри Лартиг выпускает альбом «125 Years of Louis Vuitton»
Главные производители шампанского и коньяка, компании Mo›t et Chandon и Hennessy, объединяются с Louis Vuitton получается главный лакшери-конгломерат LVMH. По их примеру так же поступают несколько компаний помельче. Благодаря интегрированным финансовым возможностям Louis Vuitton открывает еще 130 магазинов по всему миру.
Решив позаботиться о тех, кто из-за бизнеса постоянно прыгает по миру, Louis Vuitton выпускают разработанные итальянским дизайнером Гаэ Аленти наручные часы. За производство отвечает швейцарская компания IWC.
В этом же году Louis Vuitton приглашает американских концептуалистов Сезара и Сола ЛеВитта и французского художника Оливье Дебре для совместной работы над аксессуарами бренда.
Louis Vuitton начинает сотрудничать с художником-иллюстратором Раццией: она создает плакат, анонсирующий ралли коллекционных автомобилей, спонсируемое брендом; потом она сделает еще не один постер для мероприятий подобного толка к примеру, для выставки старинных машин в Рокфеллер-Центре Louis Vuitton Classic в 1999 году и для ретро-ралли Louis Vuitton China Run в 1998 году.
Louis Vuitton выпускает лимитированную (1500 экземпляров) линию шелковых платков-каре, вручную расписанных по мотивам серии акварелей африканско-французского художника Уильяма Аджете Уилсона. В 1995 и 1996 бренд спонсирует выставки художника в Париже и Сан-Франциско.
К 100-летнему юбилею расцветки Monogram Canvas бренд устраивает званые ужины в 7 бутиках Louis Vuitton в разных городах мира и предлагает дизайнерам Аззедину Алайя, Маноло Бланику, Ромео Джигли, Хельмуту Лангу, Исааку Мизрахи, Вивьен Вествуд и художнице Сивилле придумать любой материальный объект и оформить его узнаваемым принтом.
Хельмут Ланг, например, придумал ящик для виниловых пластинок, а рекламировать его позвал уважаемого рэп-исполнителя Грандмастера Флэша. 18-ый выпуск журнала о современном визуальном искусстве Visionaire «Monogramk в этом году посвящен Louis Vuitton. Издание выпущено ограниченным тиражом (2500 копий) и упаковано в соответствующий названию конверт.
Louis Vuitton приглашает Марка Джейкобса на должность креативного директора.
Художница Сильви Флёри создает из бронзы скульптурную версию сумки из коллекции Louis Vuitton Keepall, покрытую хромированным серебристым напылением и высотой в два фута прототип сумок из созданной потом серии Mirror Monogram.
К работе над весенне-летней коллекцией Марк Джейкобс привлекает американского художника Стивена Спрауза. Тот украшает одежду принтами-розами, а сумки (которые были полностью распроданы в течение 11 дней после показа) покрывает повторяющимся крупным «Louis Vuitton», имитирующим граффити.
Американский художник-авангардист Роберт Уилсон создает лимитированную коллекцию в которую вошли сумки и пакеты с нанесением логотипа Louis Vuitton.
В Токио открывается флагман Louis Vuitton. Фасадом занимался японский архитектор Арата Исозаки, который, помимо прочего, проектировал стадион для Олимпийских Игр в Барселоне.
В этом же году японский художник Такаши Мураками преобразовывает привычную монограмму (теперь она 33-цветовая, а вместо орехового бэкграунд теперь черный или белый) и, совместно с Марком Джейкобсом, выпускает линию сумок «Monogram Multicolorek. Через год Мураками придумает для Louis Vuitton задорный принт «Cherry Blossom».
Открывается флагман Louis Vuitton в Кочи. Архитектор японка Кумико Инуи, которая работала над бутиком бренда в Тайвани и проектировала монументальный флагман Dior в Токио.
Louis Vuitton выпускают путеводитель «City Guide: European Citiesk. Иллюстрации выполняет художник Рубен Толедо.
Уго Рондинон оформляет рождественские витрины бутиков Louis Vuitton в Европе по мотивам поэм Вильгельма Мюллера и вокального цикла Шуберта ‘Зимний путь’. За стекло помещается металлическое дерево, а театральный эффект создается прыгающими лучами света, искусственным снегом и мерцающим вроде бы инеем.
На Пятой Авеню в Нью-Йорке открывается огромный (20 000 кв.м.) флагманский бутик Louis Vuitton. Фасад здания спроектировала японский архитектор Юн Аоки, ответственная за ритейл-атаку бренда в Японии: она работала над магазинами Louis Vuitton в Нагойе (1999) и Токио (2000, 2002, 2003, 2004 на бульваре Омотесандо, и в шоппинг-районах Ginza и Roppongi Hills)
Открывается мега-стор Louis Vuitton на Елисейских Полях в Париже. Художница Ванесса Биркрофт делает специальную инсталляцию, Джеймс Турелл создает модульную световую скульптуру «Wide Glass», Тим Уайт-Собески
придумывает видео-объект протяженностью 20 метров (ее располагают вдоль лестницы бутика), а Олафур Элиассон по-своему оформляет лифт особняка — он заработал в 2006 году и функционирует, по мнению дайджеста Artnet, как ‘обособленное чувственно-энтропическое пространство’ — там часто выставляют кого-нибудь из современных художников.
Внизу картина Джеймса Туррела, «Свет внутриk, 1999
В Париже открывается галерея современного искусства «Espace Louis Vuitton», вместе с ней выставка «Iconsk,
приуроченная к юбилею 9 прославивших бренд сумок (The Steamer, The Keepall, The Bucket, The Lockit, The Alma, The Papillon). Они, только переделанные дизайнером Андрэ Путман, архитекторами Захой Хадид и Шигеру Баном, видео-художником Тимом Уайтом-Собески, театральным художником Робертом Уилсоном и концептуалистами Сильви Флёри, Бруно Пейнадо, Джеймсом Туреллем и Уго Рондионне, и были экспонированы в рамках выставки. И
также в «Espace Louis Vuitton» были представлены работы Алексея Калимы, Сильви Блоше, Люсьена Эрве и еще дюжины современных художников.
Рождественские витрины 350 бутиков Louis Vuitton по всему миру оформляет датский художник Олафур Элиассон, известный своими масштабными инсталляциями например, проектом «Нью-Йоркские Водопады» четырьмя по-разному освещаемыми искусственными водопадами в порту Нью-Йорка, которые обошлись городу в $15,5 миллионов.
Бернар Арно, президент лакшери-конгломерата LVMH, куда входит и Louis Vuitton, объявил о намерениях корпорации построить в Булонском Лесу Центр Современного Искусства Louis Vuitton Foundation for Creation, который будет символизировать, по словам Арно, «вклад Франции в культуру». Проект обойдется LVMH в $127
миллионов и, как обещают, должен открыться к началу 2010 года. Архитектор Фрэнк Гэри, ответственный, например, за Центр Визуальных Искусств в Толедо, Музей Гуггенхайм в испанском городе Бильбао и флагман Issey Miyake в Нью-Йорке.
в память о пост-модернисте Иве Кляйне Louis Vuitton устраивает трибьют художнику: Обелиск на Площади Согласия в Париже иллюминируется прославившим Кляйна насыщенным синим цветом. Такая же задумка возникла у амого художника еще в 1958 году, но тогда получить разрешения властей ему не удалось.
В работе над весенне-летней коллекцией Louis Vuitton «Big City After Dark» Марк Джейкобс использует мотивы работ художника Ричарда Принса, вдохновляюшегося медсёстрами так же, как когда-то Дега балеринами.
Louis Vuitton спонсирует арт-конкурс Sovereign Asia Art Prize и поощряет 30 финалистов возможностью придумать что-нибудь полезное для бренда. Победитель — художник из Гонконга Саймон Берч.
Архитектор Питер Марино (проектировавший, например, флагманы Calvin Klein и Giorgio Armani) завершает работу над трёхэтажным бутиком Louis Vuitton в Гонконге и получает важную архитектурную премию AIA.
Louis Vuitton во второй раз сотрудничает с журналом «Visionaire» 52-й выпуск этого полу-сувенирного издания, «Private», упакован в золотистый кофр с монограммами бренда. Контрибьюторы фотографы Мерт Алас и Маркус Пижо, не раз снимавшие для Louis Vuitton рекламные кампании, приглашенный редактор Марк Джейкобс. Тираж 2500 экземпляров.
В лос-анджелеском музее MOMA открывается выставка Такаши Мураками. Louis Vuitton выступает спонсором и, кроме того, открывает поп-ап стор, где продаются аксессуары бренда, дизайнерски отшлифованные Мураками и выпущенные специально к экспозиции.
В галерее «Espace Louis Vuitton» открывается ретроспективная фото-выставка про яхт-гонки Louis Vuitton Cup. Она называется «Winds and Sails La l™gende de lAmerica’s Cup et de la Louis Vuitton Cup» и посвящена Джону Ф. Кеннеди.
В выставочном пространстве «Espace Louis Vuitton» открывается выставка «Moscopolisk, для которой 11 российских художников (Павел Пепперштейн, Алексей Калима, Олег Кулик, Валерий Кошляков, Александр Бродский и другие) попытались в своих работать сформулировать отличия Москвы от других городов. 7 из них делали это в течение отведенного на экспозицию временного периода, превратив галерею в собственные студии.
Louis Vuitton открывает новый флагманский бутик в Гонконге. Оформление помещения заказывают видео-художнику Фабрицио Плесси: он устанавливает в торговых залах огромные жидкокристаллические мониторы, на которые проецируются золотые водопады, льющиеся среди золотых неподвижных фигур. Также Плесси придумывает для Louis Vuitton «Epi Bag» сумку также со встроенным LV-образным монитором со схожей золотой картинкой на экране. Цена Epi Bag $50 000.
В витрины магазина-особняка Louis Vuitton в Сан-Франциско на 36-дюймовые экраны инсталлируют видео художницы Терезиты Фернандес: прозрачное светящееся стекло, покрытое 16 тысячами отполированных зеркал.
В парижском флагмане Louis Vuitton на Елисейских Полях устраивают персональную выставку турецкого художника Халука Акаше.
Чтобы привлечь внимание к жертвам геноцида в Дарфуре, художница Надя Плезнер устраивает акцию «Simply Living»: она рисует плакаты с изможденными афроамериканцами, сжимающими в руках символы сытой беспечной жизни: карманного чихуа-хуа и сумку Louis Vuitton. Тут же Плезнер получает письмо от руководства бренда с требованием прекратить акцию. Только художница попыталась отказаться, как ей прислали судебную бумагу, обязывающую выплатить бренду $15,000 (компенсация юристам) и $22,000 за каждый день пролонгирования акции и использования логотипа компании.
При поддержке Louis Vuitton в Бруклинском Музее открывается выставка Такаши Мураками, где был презентован новый для бренда принт — «Monogramouflage». Ключевым объектом выставки стала инсталляция, обращающая внимания на бич фэшн-индустрии разного рода фальшивки
Такаши Мураками создает видео «Super First Love», которое круглыми сутками крутится в токийском бутике Louis Vuitton, и, по замыслу художника, стимулирует купить что-нибудь из совместной с брендом весенне-летней линейки аксессуаров Multicolore Spring Pallete.
Китайский скульптор Жан Вонг создает стальной объект, который помещается во флагманский бутик в Гонконге. Там же на время устраивают фото-выставку известного в Китае фото-художника Чоу Юн Фэта. Потом обе мини-экспозиции перемещаются в парижский Louis Vuitton на Елисейских Полях.
В Гонконге открывается выставка «А passion for creation», где экспонируются работы из собрания строящегося на деньги LVMH Центра Современного Искусства Fondation for Creation. Выставка объединяет как
крупных (участвуют, к примеру, Джефф Кунс и Жан-Мишель Баскиа), так и только начинающих художников из Европы, Америки и Китая, специальный зал отведен для работ молодых художников из Гонконга.
Вместе с корейским режиссером Вонгом Кар Ваем (известным по фильмам «2046», «Любовное настроение» и «Мои
черничные ночи») Louis Vuitton учреждает премию «Journeys Awards»: студенты лучших кино-школ (вроде французской F™mis или школы при Университете Нью-Йорка) придумывают короткое видео на одну или две минуты о путешествии — идеологическом лейтмотиве бренда. Сам Кар Вай снимает короткометражку «Мои черничные дни». Фильм победителя покажут в 2010 году.
В «Espace Louis Vuitton» открывается выставка «Silent Writings», сталкивающая современных художников и древнюю письменность. Смысловой стержень экспозиции три таблички с пока не расшифрованным текстом, найденные в Ронго-Ронго и Рапа-Нуи (острова в Южной Америке) и до этого выставлявшиеся в Музее Ватикана.