Золотая лихорадка добралась и до мира дизайна! Золотые автомобили, золотая обувь, золотая кофеварка и многое другое делается на заказ любителей этого драгоценного металла.
Как возник термин «Золотая лихорадка»
Кто впервые применил термин «золотая лихорадка» — доподлинно неизвестно. Известно наверняка, что возник он в 1848 году в Калифорнии, США. Тогда в долине реки Американ-Ривер, что на западных склонах хребта Сьерра-Невада, были случайно обнаружены россыпи песка с высокой примесью золота. Золота в песке было так много, что его мог добывать любой человек, пользуясь лопатой, ситом, и несколькими тазами. Такой метод промывки песка в науке называют шлиховым, а людей, занимающихся подобной деятельностью — старателями.
При определённой доле удачи старатель мог обогатиться в течение короткого времени, поэтому районы золотоносных россыпей мгновенно наполнялись огромным числом людей. С их приходом начинала развиваться инфраструктура местности: вырастали новые посёлки, строились дороги, обычно безлюдная доселе местность наполнялась людьми, лихорадочно ищущими свой вожделенный шанс.
Так возникает ситуация «золотой лихорадки», которая обычно спадает после того, как поверхностное золото же собрали. После этого старатели уезжают, за дело берутся серьёзные компании с промышленными методами добычи, а район, где возникла лихорадка, изменяется до неузнаваемости.
История человечества знала много «золотых лихорадок», возникающих в разных странах и на разных континентах. Первая из них родилась, пожалуй, ещё в средние века в Латинской и Южной Америке, когда сотни тысяч переселенцев из Европы двинулись в Новый свет в поисках вожделенного «золота индейцев».
С тех пор «золотые лихорадки» возникали в самых разных местах, например, в Австралии или Африке. Но все они не идут в сравнение с «золотыми лихорадками» в США, когда старательство, благодаря средствам массовой информации, становится настоящим шоу, будоражащим умы сотен тысяч людей. Именно открытия золотых россыпей в Калифорнии, а потом на Аляске, породили повсеместное распространение этого понятия, внедрение его в литературу и кино, а значит, и в массовое сознание.
Калифорнийская «золотая лихорадка»
В этой статье речь о ней уже заходила. Возникнув на западе США в 1848 году, она продлилась около четырёх лет. Благодаря ей Калифорния из заштатной территории, мало заселённой, далёкой от центра и довольно бесперспективной, получила статус полноправного штата страны, в 6 раз увеличила своё население, приняв в общей сложности более 200 тысяч человек. На её землях возникли и начали бурно развиваться такие города, как Сан-Франциско, Сакраменто и Лос-Анджелес, были построены современные пути сообщения, автомобильные и железнодорожные, появились морские порты.
В сотнях книг и фильмов подробно описана жизнь первых старателей: опасная, тяжёлая, полная приключений, насилия и азарта. Как оказалось, только малая часть из них обогатилась за счёт золотых самородков. В то же время, в Калифорнии, на золотых приисках, рождались первые большие деньги известных американцев, которые сами не мыли золотой песок, но вовремя оказались в роли людей, обслуживающих азартное старательское племя.
Среди таких людей стоит в первую очередь упомянуть некоего торговца Сэма Бреннена, живущего в тогда ещё крохотном городке Сан-Франциско. Одним из первых узнав о находке золотых россыпей, Бреннен собрал немного драгоценного песка, и однажды пронёсся с ним по улицам города, извещая всех о невиданной находке. Когда первые старатели ринулись в магазины, чтобы купить лопаты, кирки и другую старательскую утварь, оказалось, что хитрый Сэм заранее скупил это всё за копейки. Теперь лопаты можно было приобрести только у него, но уже в десятки раз дороже. За считанные дни он заработал 30 тыс. долларов — огромные деньги по тем временам!
Предложив старателям особо прочные штаны на заклёпках, заложил фундамент своего богатства Леви Страусс, знаменитый «отец джинсов». Джон Студебеккер, безвестный изготовитель тачек, начал делать фургоны для приезжих переселенцев. А через сотню лет на грузовиках «студебеккер» передвигалась уже вся американская армия.
«Золотая лихорадка» на Аляске
На самом деле, здесь, на севере страны, их было даже две. Первая возникла в 1896 году на реке Клондайк. С тех пор имя реки тоже стало нарицательным, синонимом какого-нибудь богатого источника ресурсов. За три года долину Клондайка посетило около 200 тыс. старателей, но только несколько тысяч сумели заметно разбогатеть. В отличие от Калифорнии, район Клондайка не получил в дальнейшем существенного развития, что объясняется суровыми природными условиями этой территории.
Доступное золото на Клондайке закончилось года через три, а выжившие в жестоких морозах старатели постепенно начали перемещаться в другое место на Аляске, полуостров Сьюард, где открылись новые месторождения. Здесь, на Сьюарде, началась вторая аляскинская погоня за золотом. Закончилась она примерно к 1910 году. Примечательно, что в 1925 году вышел на экраны фильм Чарли Чаплина «Золотая лихорадка», о событиях на Аляске. Он стал первым в огромной череде кинокартин, освещающих непростую жизнь старателей на приисках.
В наше время на Земле практически нет мест, где можно было бы найти много поверхностного золота. Старательская романтика ушла в прошлое, оставив нам воспоминание о тех смелых и дерзких людях, кто стремился в дикие края, ведомый жаждой наживы и славы, кто менял себя и преображал целые районы, строя города и дороги в диких, не занятых людьми местах. И, положа руку на сердце, мы немного завидуем этим людям, живущих такой страстной, наполненной жизнью.
А Америка, к тому же, должна быть им благодарна хотя бы за то, что годы «золотой лихорадки» наполнили её запасы тоннами золота, укрепили финансовую мощь. Ведь только в Калифорнии добыли 3,5 тыс. тонн золота — около трети всего драгоценного металла, найденного на территории США за все годы существования страны! Сегодня золото можно купить на сайте https://www.region-zoloto.ru/.