Всепроникающие фотографии и творчество Ника Виси сильно выделяются. В отличие от остальных коллег по цеху, которые создают двумерные снимки и представляют то, что доступно человеческом у глазу, британский фотограф Ник Виси/Nick Veasey буквально проникает внутрь вещей, создавал их трехмерные изображения. Рентгеновский аппарат, который в обычном нашем понимании ассоциируется с медициной, системами безопасности и научно-исследовательскими целями, Ник Виси использует как средство создания художественных образов, и поэтому не желает, чтобы его стиль рассматривался как документальный. Рентгеновские лучи, по сути своей выступающие как средство регистрации, способны обнаружить внутреннюю красоту вещей и представить иную реальность, более глубокое понимание окружающей нас действительности, которая обычно невидима для нас. Его изображения создают некий эффект чуда для зрителей. Простые предметы и сложные устройства становится возможным посмотреть изнутри.
Ник Виси родился в 1962 году в Лондоне. Работал в рекламе и дизайне, долгое время был т.н. традиционным фотографом, пока однажды ему не пришлось сделать рентгеновскую фотографию банки «Колы» для телевизионной программы. После этого его жизнь кардинально изменилась. Рентген стал его визитной карточкой, оригинальным способом творческого видения, который принес ему огромное море славы. Именитые заказчики и шумные рекламные кампании, вереница фотографических и дизайнерских наград — IPA Lucie Awards, АОР, Graphis, Communication Arts, Applied Arts, PX3, солидная публикации «Х-гау: See Through The World Around You», просуммировавшая творчество за тридцать лет.
Я работал с камерой много лет, но никогда не считал себя обычным фотографом и всегда интересовался абстрактными изображениями. Мне нравилось проводить опыты с пленкой, и я думал, как не только запечатлеть отраженный свет от объекта, но в проникнуть вовнутрь его. Так меня заинтриговал потенциал рентгеновских лучей. Я до сих нор делаю снимки на традиционную цифровую зеркальную фотокамеруи фотофильтры Cokin, однако они, скорее, выступают как дополнение к рентгеновским изображениям. Я смешиваю две эти техники, чтобы показать поверхность предмета и его внутреннюю сущностью.
Собственно технология получения рентгеновского изображения довольно сложна и кроме того небезопасна, поэтому во время работы Ник Виси ходит в свинцовом фартуке и со счетчиком Гйгера. Для достижения объемности съемка производится в несколько слоев, которые потом на компьютере объединяются в единое изображение. Количество слоев может достигать десятков и даже… сотен. Таким образом. работа с одним изображением длится несколько недель, а то и месяцев. Например, известная съемка Воеiпg 777 длилась три месяца, и фотографировался самолет, естественно, не целиком, а по частям.
У любого читателя, несомненно, возникнет справедливый вопрос относительно фотографирования людей, которые на снимках выглядят пугающими скелетами. Ник Виси, в принципе, не фотографирует живые существа — только неодушевленные предметы и мертвых животных и людей. Поэтому скелеты на фотографиях — это скелеты или трупы, на которые имеется разрешение на использован их в научно-исследовательских целях.
Естественно, все изображения получаются черно-белыми. Поэтому тот цвет, который вы встречаете на некоторых работах, добавлен искусственно, на компьютере, ради достижения большего трехмерного эффекта.
«За многие годы я создал тысячи рентгеновских изображений, однако до сих пор меня вдохновляет снимок автомобиля Austin Mini, работу над которым наша команда завершила в прошлом году. Снимали по частям, каждый компонент отдельно, а затем в программе Photoshop все объединили. Это дань британскому классическому дизайну. В будущем надеюсь сфотографировать Trabant. Вообще, я неравнодушен к машинам, которые становятся символами».
Самой авторитетной личностью в фотографии для Ника Виси является Идвирд Майбридж/Eadweard Muybridge, который в ХIХ веке с помощью фотосъемки пытался определить, отрываются ли от земли у лошади во время галопа все четыре ноги. Позже он фотографировал движущихся людей и проч. И если первоначально его работа была нацелен а на то, чтобы задокументировать биомеханику, то впоследствии эти опыты перестали быть просто научными или документальными. Они поднялись до художественного уровня. «Меня вдохновляет это. — говорит фотограф. — поскольку я хочу, чтобы мои работы также вышли за границы документального».