В романтической системе координат жизнь, лишенная жажды невозможного, становится животным существованием. Именно такое существование, направленное на достижение достижимого, является основой прагматической буржуазной цивилизации, которую активно не принимают романтики. От искусственности цивилизации может спасти только естественность природы — и в этом романтизм созвучен с сентиментализмом, открывшим ее этическую и эстетическую значимость (романтический пейзаж или «пейзаж настроения»). Для романтика не существует неживой природы — она вся одухотворена, иногда даже очеловечена:
|
Романтический пейзаж
С другой стороны, близость человека к природе означает его «само тождественность», то есть воссоединение с собственной «натурой», что является залогом его нравственной чистоты (здесь ощутимо влияние концепции «естественного человека», принадлежащей Ж.Ж. Руссо). Тем не менее традиционный романтический пейзаж сильно отличается от сентименталистского: вместо идиллических сельских просторов — рощ. дубрав. полей (горизонталь) — появляются горы и море — высота и глубина, вечно враждующие «волна и камень». «Природа воссоздается в романтическом искусстве как вольная стихия, свободный н прекрасный мир, неподвластный человеческому произволу» (Н. Кубарева). Буря и гроза приводят в движение романтический пейзаж, подчеркивая внутреннюю конфликтность мироздания. Это соответствует страстной натуре героя-романтика:
|