- Название: Тетро / Tetro
Год выпуска: 2009
Режиссер: Френсис Форд Коппола
В ролях: Винсент Галло, Марибель Верду, Олден Калеб Эренрич
Новая картина Френсиса Форда Копполы многострадальная и уже прошедшая прямо-таки родовые муки. Сначала сценарий, над которым трудился режиссер, увели вместе с ноутбуком, когда местные подонки ограбили виллу крестного отца американского кинематографа. К тому же перед самыми съемками бунтующий молодой талант Хавьер Бардем отказался принять участие в картине и роль Коппола переписал под Кармен Мауру.
Не долго думая Коппола отказал своей картине и в фестивальной судьбе, послав каннское жюри и их внеконкурсную программу. Коппола счел [Тетроk столь независимым и нетрадиционным, что и Канны, по его мнению, слишком зависимы для нового творения. Итак, намучив своего [Тетроk, режиссер предпочел включить фильм в конкурс молодых режиссеров.
Некоторые критики предполагают, что картина отчасти автобиографична. Если так, то можно понять особо трепетное к ней отношение автора. Но намного важнее те стилистические изменения, которые появились в творчестве Копполы. Трепет и страдания главные образные доминанты в новом, пожалуй, поэтическом творении. Трепет пронизывает всю картину, выполненную в черно-белой арт-хаусной манере. Фильм трепещет, подобно мотыльку, летящему на свет; переливается игрой светотени. Яркий свет, исходящий от судьбы и трагедии главного героя задает всей картине особую сияющую атмосферу холодного переливания света.
Коппола, разрывающийся всю свою жизнь между камерным и зрелищным кино, создает оригинальный симбиоз, где сухая черно-белая реальность периодически разрывается яркими цветовыми и световыми решениями, балетной пластикой. Камерность соседствует с дикой фантазией и зрелищными сценами. В черно-белой эстетике Коппола уже работал в [Бойцовской рыбкеk, но тот опыт совершенно не похож на новое творение, как не похожи на него все остальные черно-белые фильмы. [Тетроk буквально пронизан метафизическим дыханием и богатыми образными переплетениями.
Внешний сюжет картины в первый час ее ударного по-копполовски хронометража кажется застойным и слишком утомительно-повествовательным. Бытовые подробности и переплетения семьи Тетрочини сначала вообще не слишком интересны. Некий юноша Бенджамин отпрыск рода аргентинского известного дирижера Карло Тетручини приезжает в Буенос-Айрес, где отшельником затаился его старший брат Анджело. Братья не виделись с самого детства. Старший теперь именует себя Тетро перед нами предстает этакий эксцентричный непризнанный гений, мающийся ненавистью к себе и мизантропией ко всему белому свету. Уже не первый десяток лет Тетро пишет автобиографический роман. Но главное, что он ничего общего не хочет иметь со своей семьей и в особенности своим известным родителем. Родной брат этакий типаж Лени Ди (это потомки Леонардо ДиКаприо, отличительные черты которых личико сердечком, брови щеточкой, губы бантиком, приятно-бульдожья окружность подбородка). Главная интрига первого часа это эксцентричные выходки Тетро, загадочные прихоти чтобы родной брат именовал его другом, нежелание вспоминать прошлое и утверждения о смерти и воскрешении под другим именем.
Короче вначале картина кажется всего лишь историей о семейных узах. О борьбе сына с терзающем его душу гением отца, который своей высшей волей и могуществом довел семейство до роковых перипетий от гибели матери Тетро в автокатастрофе, до опустошения души старшего брата, что довело его до психиатрической больницы. Но Коппола в размеренное повествование вносит насыщенные символизмом образы. Например, постановка декадентско-трависти спектакля [Фаустинаk, где Тетро работает осветителем и свет вдохновляет его особым образом. Тетро не только сам все время видит белые сияющие огни, но и источает свет. Герой становится заложником света. К тому же написанное Тетро автобиографическое сочинение возможно прочесть только в отражении, что тоже связано со светом.
С самого начала, с титров Коппола создает атмосферу параллельного Мира с игрой отражений, свечением огней, бледным сверканием и глубокими темными оттенками. Этот темный оттенок как бы роком нависает над происходящим в картине. Потаенный сумрак истории родового проклятия разрывает цветные эпизоды, отражающие события прошлого. Режиссер экспериментирует с изображением, словно молодой авангардист, что никак не было свойственно Копполе на протяжении сорокалетнего творчества. Так прошлое возникает перед нами на экране внутри самого экрана, иногда расширяясь до тройных экранов такое визуальное решение напоминает мотивы неустанных эстетических экспериментов Гринуэя. Поиск иной стилистики, отражение другого Мира, мироздания внутреннего пространства и метафизики стали для Копполы особой Меккой в последние годы.
Не получившая резонанса и должного интереса картина [Молодость без молодостиk все же оказалась не случайной в творческих поисках режиссера, как и сотрудничество с Мирча Элиадой известной мировой величиной в области религиоведения, этнографии, исследований мистериальных культов и тайн бытия. Эти тайны бытия заразили творчество Копполы и уже вторую картину подряд занимают целиком мысли режиссера.
После часа рутинных мелодраматических перипетий фильм буквально разрывается отголосками античной трагедии. Гипнотическая игра света и мрака достигает пика и превращается в настоящую мистерию, где Тетро ангел, посмевший восстать против своего отца. Человек, олицетворяющий дух противоборства и отрицания престола отца, который вершил свой несправедливый суд в человеческих судьбах прямо как с Иовом, просто потому что мышца сильнее.
Черный цвет и пламенные огоньки становятся метафорой роковой фатумной роли в судьбе каждого человека-светилы. А сам человек с его страстями и амбициями предатель, падший ангел, у которого есть страшная внутренняя правда почему он пал в бренный Мир. Черный цвет, точно так же как и белый, символизирует у Копполы небытие. Но самое интересное, что и белый олицетворяет злоумышленные намерения творца, который своим сиянием озаряет и выжигает всю историю рода Тетручини. Сам же Тетро становится выразителем всех затаенных грехов и темных иррациональных страстей, бередящих души предков и потомков. Коппола возводит Тетро в величину Гамлета и выразителя человеческой природы. Поэтому историю рода Тетручини никак нельзя рассматривать как частный случай одной семьи.
Коппола занят здесь яркими визуальными решениями и поиском совершенно новой киновыразительности. Вместе с оператором, который вместе с ним снял [Молодость без молодостиk у режиссера получилась некая поэма о свете и мраке, одетая в маски и декорации современности. В этой поэме свет столь же чужд, разрушителен, как и мрак. Символизм в световом решении заполняет все пространство картины: от яркого света накаляющейся лампочки в титрах на бледное пламя которой как мотылек летит Тетро, до финальных огней, под которыми хочет погибнуть Бенджамин. В этом свете безусловно скрыт сиятельный абсолют, но Коппола использует довольно избитое решение ярким белым светом для идеи Бога как образ неблагожелательный, отрицательный. Белое сияние скрепляет в картине мотив трагедии и смерти он рождается в эпизоде огней автомобиля, в свете которых погибла мать Тетро, и с тех пор притягивает самого Тетро.
Свет в картине это еще и свет прожекторов сценической рампы. Тут важно подчеркнуть, что речь-то идет о людях искусства и гибельность света олицетворяет, быть может, само искусство. Мотыльки же это служители искусство, которые упиваются этим сиятельным притяжением, летят на него, но находят только смерть. Яркий свет и сияние Коппола связывает с лживостью и холодом некоего подобия каннского кинофестиваля Патагонии.
И все же в первую очередь смертоносный ореол искусства исходит от главы семейного клана, который признает только одного гения в семье себя а остальные только мотыльки, ибо он и есть сам свет.
Помимо истории о губительной силе искусства, где признание приравнивается к смерти, это еще и повествование о том, что история любого клана, семьи, человеческого рода это всегда история создателя и его порождений, которые, безусловно, ищут своего грехопадения, на что как ни странно толкает их сам отец.
Стоит обратить внимание на фигуру Карло Тетручини, который словно дирижирует небесными хорами. Это подчеркнуто особой музыкой, написанной для этой картины музыка льется откуда-то свыше.
Не случайно в фильме присутствует постановка пьесы [Фаустаk. Тетро, если угодно, ангел (обратим внимание на его настоящее имя Анджело), который уходит от отца-творца в земной Мир из-за женщины. Отделяется от своего прародителя и отрицает его через деяния, связанные с женским началом прямо библейская история.
Отрицая ценности своего отца, Тетро остается в суетном земном Мире Буэнос-Айрес а не подле своего отца с его Олимпом искусств из-за женщины, что безусловно можно толковать как грехопадение ангела в смертный Мир человека.
Помимо особенной художественной выразительности, которую вновь открыл для себя Коппола, он непрестанно иронизирует на тему кинофестивалей. В контексте отказа от Канн безусловно раскрывается в картине острая злая ирония над системой оценок произведений искусства. Так героиня Кармен Мауры, воспитанная и вскормленная Педро Альмодоваром, у Копполы писательница и великий критик Южной Америки. В своем особняке она проводит фестиваль Патагония. Среди арт-творений удостоенных ее чести добрая часть образец безвкусицы. На этом фестивале показ мод соседствует с театральной постановкой, похожей скорее на клоунаду. Безусловно, в этом читается кивок Копполы в сторону Канн.
Радует, что этот фильм тоньше, оригинальнее и вообще подает куда большие надежды, чем последняя работа мастера [Молодость без молодостиk.
ЛОНОРЕЙТИНГ:
Образность: 3\5
Реализация сверхзадачи, идеи: 3\5
Художественный посыл
Социальный: +
Экуменистический: —
Гуманистический: +
Психоаналитический: +
Философский: +
Новаторский: +
Оригинальность: 3\5
Использование киновыразительных средств
Операторская работа: +
Монтаж: +
Работа художника: +
Музыка: +
Цветовое решение: +
Световое решение: +
Актерская игра: +
Рецензия Екатерины Лоно