Подстаканник — подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своём цилиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы употреблять горячий чай, не обжигая ладони. В России и СНГ подстаканники традиционно используются в железнодорожном транспорте как обязательный элемент сервировки стола (их использование значительно повышает устойчивость стаканов). Кроме того, подстаканники служат для отвода тепла, чтобы стаканы при наливании в них кипятка не лопались.
История появления подстаканника
Считается, что подстаканники современной формы появились в российских пассажирских поездах в бытность Сергея Витте директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов (с 1889 года) и министром путей сообщения Российской империи (в 1892 году). Наиболее крупное производство подстаканников расположено в городе Кольчугине Владимирской области на заводе столовых приборов и посуды, основанном купцом Александром Кольчугиным в XIX веке как часть металлургической мануфактуры (в настоящее время производство расположено в 7-м цехе товаров народного потребления завода «Кольчугцветмет»).
Декор и внешний вид подстаканников
Поначалу подстаканник функционировал, как поддержка для посуды, производился по той же причине для удобства. Затем, когда подстаканники стали появляться на торжественных столах, мастера стали декорировать их – ввели технику художественного литья и гравировки. Какие только рисунки не украшали подстаканники! История, литература, искусство и сама эпоха отражались в украшениях подстаканников! В зажиточных домах хранились подстаканники из серебра. Изготовленный из дорогого по тем временам предмет чаепития был излюбленным подарком коллегам, друзьям и уважаемым людям. У простого рабочего класса подстаканники хотя и были дома, но как атрибут чайной церемонии не прижился: наливали в блюдечко чай, чтобы быстрее остыл. А после революции 1917 года подстаканники СССР производили хоть и в меньших количествах, но классовой принадлежности предмета не было: им пользовались и рабочие, и крестьяне.
Формы у подстаканников были настолько различны, насколько хватало фантазии у мастера. Первые изготовления были скучны, но практичны: стакан попросту обрамляла пластинка из меди или латуни по форме. В XIX веке «подставка» под посуду стала преображаться. В форме избы, бочонка, дерева, украшенные цветами или животными – здесь отразился деревенский быт и уклад. Чуть позже, когда «защита» для пальцев появилась в богатых домах, подстаканники стали украшать гербами, семейными инициалами. Создавались целые картины, на первый взгляд, на обычном предмете посуды.
Для придания рисунку характерной рельефности и контраста может применяться процедура чернения. Поверхность готового изделия полируется, после чего получает характерный блеск. Как правило, изделия изготавливаются методом чеканки, что подразумевает изготовление отдельного инструмента (штампа) для каждого подстаканника.
В некоторых случаях для персонализации на наиболее распространённые серийные изделия наносится логотип методом лазерной гравировки. Лазерная гравировка может использоваться и для оригинального нанесения надписей на готовом изделии, либо при размещении художественного текста на золотом и серебряном покрытии. Могут применяться и фрезеровка, нанесение эмали.
Рельефные подстаканники XX века украшали фольклорные образы и сюжеты. Тут и Илья Муромец защищал землю русскую, и сестрица Алёнушка спасала своего брата от проклятья.
Действительно, подстаканник – исконно русское изобретение. Доказательством тому будет традиция, которой до сих пор следует люди.
Современные подстаканники производятся из мельхиора (нейзильбера), латуни, меди и серебра. В качестве защитно-декоративного покрытия при изготовлении используется серебро, золото, никель. Вы можете приобрести такие на сайте http://www.podstakanniki.com/.