Первые живописцы России, это мастера, которые занимались церковным видом живописи. Они перенимали техники письма у древних греческих мастеров иконописи, пришедшем на Русь вместе с христианством. Самые древние иконы сейчас находятся в библиотеке древнего Ватикана. Когда-то сам Пётр I щедро подарил их священнику в греческую кассу, а тот продал эти иконы маркизу Коппони в Рим, уже из которого в дальнейшем они попали в библиотеку Ватикана. Авторы этих так называемых панических икон являются Андрей Ильин, Никита Иванов и Сергей Васильев.
Ранняя иконопись
Известна биография первого художника. Он был монахом в Киево-Печерской Лавре в 12 веке. Его звали Алипий (Олимпий) Печерский. В дальнейшем церковь Российского патриархата причислила иконописца к лику святых. В описании жития этого живописца говорится, что родители мальчика отдали его изучать иконы, выполненные греческими мастерами, расписывающими в ту пору Киевскую церковь. Эти греческие мастера искусно украшали алтарь базальтовой мозаикой.
В это самое время живописцу Алипию было видение. Он видел, как на иконе из уст самой Богоматери буквально выпорхнул голубь и перелетел прямо в уста изображенного на иконе Иисуса, которого греки выложили мозаикой. Этот момент видели и остальные мастера, которые присутствовали тогда в храме. Увиденное так сильно повлияло на молодого человека, что он сам постригся в монахи. Уже после того, когда он стал талантливым специалистам по иконописанию, тогда свой скромный заработок Алипий делил на три: первую часть он жертвовал монастырю, вторую он раздавал нищим, оставшуюся часть он тратил на исходные художественные материалы.
Живопись 15 века
В 15 веке в истории живописи появился знаменитый монах-иконописец по имени Андрей Рублев. Он расписал церковь Благовещения в городе Владимире, Благовещенский собор в Москве. Работы этого живописца самые превосходные в своём роде. Похожие иконы вы можете приобрести на сайте svyatsy.org/.
Во времена правления Ивана Грозного в период XVI века из-за заграницы были выписаны зодчие, живописцы, иностранные скульпторы, серебряники. Они стали авторами Нагатинских икон и мозаик.
В дальнейшем, ни в правлении царя Бориса, ни Алексея Михайловича живопись не имела своего дальнейшего развития. Только Петр I решил образовывать художников по примеру шкиперов и корабельных дел мастеров. Он посылал, по его собственному мнению, способных молодых и талантливых людей на учебу за границей. Так свое образование получили многие живописцы.
Возрождение руссксй живописи
Очень необычна история Андрея Матвеева (1704 — 1739). Легенда гласит, что во время церковной службы в Софийском соборе он, будучи 13-тилетним мальчиком, постарался зарисовать профиль самого Петра, и тот заметил его каракули. И, вдохновившись его рисунками, взял его с собой в Санкт-Петербург. Из обучения за границей он вернулся уже при правлении царицы Анны Иоанновны. Она даровала ему почетное звание придворного маляра. Его талантливые произведения дошли и до наших дней, его работы хранятся в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, так же его работы хранятся в галереях Академии Художеств. Среди его работ особенно выделяется портрет Петра 1.
Анна Иоанновна в своём правлении, в основном, для росписи дворцов и церквей приглашала множество иностранных мастеров. Екатерина II стала продолжать развивать российскую живопись. Она открыла музей Эрмитаж и основала Академию Художеств.
Художник Лосенко Антон Павлович ( 1737 – 1773) оказал большое влияние на таких художников, как Брюллов и Бруней. Осиротевший мальчик был привезён в Россию из Украины для участия в хоре. Он поразил своим голосом регента, состоявшего при дворе. Хоровое пение любила царица Елизавета, она и заметила мальчика. Позднее он стал обучаться рисованию, которому его учил художник Аргунов, который был крепостным крестьянином-художником самого графа Шереметьева. В результате работы молодого Лосенко так вдохновили императрицу, что его тут же зачислили в Академию Художеств. Позже он был отправлен за границу для обучения в Париже. Когда он вернулся в Россию, он получил должность профессора живописи в Академии. Его произведения «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», «Владимир и Рогнеда», «Каин и Авель» дошли до наших дней. Так начиналась история российской живописи.