Американский скульптор авангардист Исаму Ногучи (Noguchi, Isamu) (1904–1988), американский дизайнер, представитель авангардистского ориентализма, один из лидеров монументально-декоративной скульптуры 20 века.
Творчество скульптора, архитектора и дизайнера Исаму Ногучи, с одной стороны, ультрасовременно, подобно тому, как ультрасовременна Америка, с другой — самобытно и глубоко человечно, как Япония.В рейтинге британской газеты The Times — рейтинг 200 самых лучших художников ХХ века — он занимает 192 место.
Американский скульптор авангардист Исаму Ногучи
Скульптор Исаму Ногучи родился в Америке, в Лос-Анджелесе, 17 ноября 1904 в семье выходцев из Японии. Его отец (японский поэт Yonejiro (Yone) Noguchi, возвратился в Токио) оставил семью, и воспитанием ребенка занималась мать (Leonie Gilmour, американская писательница, фамилию которой Ногучи носил до окончания школы).
Мать Исаму Ногучи, Leonie Gilmour (1873-1933) была американским преподавателем и автором, которая пробыла в 1906-1920 годах в Японии. Gilmour встретила японского поэта Yone Noguchi в Нью-Йорке, когда он искал репетитора по английскому языку. Их сын Исаму родился в ноябре 1904 в Лос-Анджелесе, после того, как Yone возвратился в Японию. В 1906 году она с Исаму присоединились к нему в Токио, но отношениям, скоро пришел конец. Leonie Gilmour и ее сын, однако, оставались в Японии, где она зарабатывала на жизнь, преподаванием английского языка и писала статьи для журналов. Она послала Исаму назад в Америку для обучения в 1918 году, и возвратилась к Калифорнии в 1920 со своей дочерью, Эйльзой. В 1923 она переезжает в Нью-Йорк, возобновляя контакт с Исаму и поддерживая себя, импортируя товары из Японии. Leonie Gilmour умерла от пневмонии в Нью-Йорке в 1933.
Отец Исаму Ногучи, Yonejiro (Yone) Noguchi (1875-1947) был первым японским поэтом, который создавал поэзию на английском языке. Yone Noguchi родился возле Nagoya в 1875, и переехал в Соединенные Штаты в 1893. Он скоро стал известен среди поэтов-имажистов Сан-Франциско (Имажизм — (англ . imagism от image — образ), модернистское течение в английской и американской поэзии (1910-20-е гг.; Т. Е. Хьюм, Э. Паунд, Эми Лоуэлл и др.). Воспринял философию интуитивизма; культивировал «чистый» образ, усложненную метафору, игру ритмов, свободный стих как средство постижения «хаотичного мира».), и его первая книга стихов была издана там в 1897, «Seen and Unseen» или «Монологи бездомной улитки». Отношения с Leonie Gilmour не сложились и Исаму Ногучи видел своего отца нечасто и до переезда в Америку, в 1918. Единственное раз, когда Исаму, позже, видел отца, было в течение семимесячного посещения Японии в 1931 году. Отец Исаму Ногучи, Yonejiro (Yone) Noguchi, в дополнение к его карьере как поэта, был профессором английского языка в Университете Keio в Токио. Yonejiro (Yone) Noguchi издал множество книг по японскому искусству. Он умер в Токио в июле 1947 года. Один из первых проектов Исаму Ногучи, при посещении Японии в 1950 был дизайн мемориального памятника и сада в Университете Keio в честь его отца.
Детство Ногучи провел в постоянных разъездах по Японии (1906–1917) вместе с матерью, иногда проживая вместе с отцом (1907-1910). Начальное образование Ногучи получил в Японии. Они нигде не задерживались надолго, и Ногучи привык к кочевой жизни. Именно мать заметила в сыне явную склонность к творчеству и именно она посоветовала ему заняться садовым дизайном.
Первые шаги в своем ремесле будущий дизайнер сделал, будучи подмастерьем у японского столяра, строившего дом матери Исаму Ногучи (1913). Японский мастер привил Ногучи интерес и любовь к природным материалам.
1916 Сентябрь — Исаму, из японской школы и посылают в Колледж Святого Джозефа в Йокохаме.
1918 Исаму переезжает один в Индиану, где знакомится с доктором Эдвардом Рамли (1882-1964), создавшего школу в Ля Порте, Индиана. В эту школу поступает и Исаму. После того, как Ногучи закончил среднюю школу в Ля Порте, Э. Рамли помогал ему и в дальнейшей жизни.
1922 Исаму заканчивает среднюю школу как Исаму Гилмор (он носил фамилию матери). Эдвард Рамли помог попасть ему на летнюю практику к скульптору Гутзону Борглуму в Штате Коннектикут, и предоставляет фонд для Исаму, чтобы тот смог ходить на подготовительные медицинские занятия в Университете Колумбии.
После двух месяцев совместной работы мастер заявил Ногучи, что из него никогда не получится скульптор. Однако приговор оказался преждевременным — благодаря счастливой случайности, позже, Ногучи попал в число учеников парижского скульптора Константина Бранкузи, у которого он был помошником в 1927 году и который как скульптор оказал на него наиболее значительное влияние.
1924 Мать переезжает в Нью-Йорк, и поощряет Исаму пойти в вечерний класс скульптуры в художественной школе им. Леонардо да Винчи. Руководитель школы Onorio Ruotolo (скульптор, преподаватель, критик, редактор, поэт, иллюстратор и мультипликатор (литературный псевдоним: Bayard (Гнедая лошадь)), восторгается работами Исаму и устраивает его первую выставку, после 3-х месяцев обучения. После этого Исаму решает посвятить себя скульптуре и бросает университет. Именно в это время, он впервые начинает использовать фамилию отца — Ногучи вместо Гилмор. В этом же году, при помощи доктора Эдварда Рамли, он обустраивает свою первую студию, а также становиться членом Национального Общества Скульпторов.
1925-26 Исаму Ногучи выставляет академические фигурные скульптуры в салонах Национальной Академии Дизайна и Пенсильванской Академии Прекрасного Искусства. Создает маски для перформанса Michio Ito для Yeats’s At the Hawk’s Well — это его первая работа для театра. В этот период он посещает выставку работ скульптора Бранкузи. Посещаяет и другие выставки современного искусства, особенно галерею Alfred Stieglitz’s.
Исаму Ногучи. «Русалка». 1925.
1927 Апрель — приезжает в Париж. Скоро поступает к Бранкузи и работает, как его помощник каждое утро, в течение 6 месяцев. Днем учится в Academie Grande Chaumi и Academie Collarosi. В этот период испытал значительное влияние П.Пикассо и Х.Миро и входит в общество художников, в которое входят и Alexander Calder, Morris Kantor, и Stuart Davis. После ухода от Бранкузи начинает первую каменную и деревянную скульптуру в своей студии на Монпарнасе.
1928 Работает в Париже, создавая абстрактные скульптуры и абстрактные рисунки гуашью. В связи с тем, что получает грант Guggenheim Fellowships (американские гранты, которые предоставились ежегодно с 1925 года Фондом памяти John Simon Guggenheim, выдававшиеся тем, «кто демонстрировал исключительную способность в образовании или исключительные творческие способности в искусствах), Исаму Ногучи возвращается к Нью-Йорк в конце года.
Фотография: Парижская студия Ногучи
1929 Оборудует студию на верхнем этаже Карнеги Холл. В апреле — проводит выставку в галерее Eugene Schoen, где выставил свои парижские абстракции. Знакомится с Ричардом Бакминстером Фуллером (американский архитектором, дизайнером, инженером и изобретателем, оказавшим на Исаму большое влияние и дружившим с ним до самой смерти) и Мартой Грэхем (балериной современного танца). Переносит студию на Мэдисон Авеню и зарабатывает портретной скульптурой, которую он продолжает делать в течение следующего десятилетия.
1930 Январь-февраль — показывает портретную скульптуру в Нью-Йорке, и отправляется с Фуллером в Кембридж и Чикаго с туром выставка-лекция. Апрель — возвращается в Париж. Путешествует через Москву в Пекин. Остается в Пекине в течение семи месяцев, где изучает технику рисования чернилами с Chi Pai-shih, создав большой ряд фигурных картин кистью.
1931 Март — приезжает в Японию, где происходит трудное воссоединение с отцом, осуществленное при поддержке его дяди Totaro Takagi. Путешествует в Kyoto, где видит сады Дзэн и древнюю скульптуру Haniwa. Знакомиться с глинянными работами Jinmatsu Uno. Сентябрь — выставляет керамические скульптуры в Токио. Октябрь — возвращается в Нью-Йорк. Ноябрь — скульптуру «Ruth Parks», приобретает Музей американского искусства в Нью-Йорке.
1932 Февраль — показывает Пекинские рисунки кистью и китайскую керамическую скульптуру. Делает скульптуру «Miss Expanding Universe», изображавшую балерину Рут Пэйдж, и разрабатывает костюмы для нее. Работа «Angna», приобретается Столичным Музеем Искусства Нью-Йорка.
1933 Январь — публикация первого эссе о Исаму Ногучи, написанного Ж. Леви.
1935 Февраль — выставляет социальные и политические работы, включая Смерть (Lynched Figure). Создает первый дизайн декораций балета Марты Грэхем. Оставляет Нью-Йорк и переезжает в Калифорнию. Лепит скульптурные портреты в Голливуде.
1936 Переезжает в Мексику. Работает в течение восьми месяцев, чтобы создать «Историю Мексики» (72-футовая политическая фреска высотой, в Abelardo Rodriguez Market, Mexico City). Делает серию дизайнов для балетов Марты Грэхем. Введение инновационного дизайна декораций, созданных Исаму Ногучи для ее сольного танцевального спектакля в 1935 году, повлекло сотрудничество со скульптором, которое продолжалось в течение трех десятилетий. Исаму Ногучи проектировал декорации, почти к двадцати спектаклям Марты Грэхем.
1937 Исаму возвращается в Нью-Йорк. Первой ласточкой дизайнерской работы Ногучи, выпущенной серийно, стала разработанная им супероригинальная идея радионяни. Радионяня представляла собой конструкцию, состоявшую из абстрактного изображения головы медсестры, в которую был вмонтирован динамик для родителей, и уха со встроенным в него микрофоном, записывающим звуки, доносящиеся из детской.
1938 Дизайн первого фонтана — фонтан Chassis, который был создан для компании Ford Motor и представлен на Нью-Йоркской всемирной ярмарке. Октябрь — создает барельеф из нержавеющей стали «Новости» для здания «Ассошиэйтед пресс».
1941 Работу «Capital», приобретает Музей современного искусства Нью-Йорка. Лето — проживает в Калифорнии с Аршилем Го?рки ((Арчил Горки) -американский художник армянского происхождения, один из основателей «абстрактного сюрреализма») и друзьями, а 7 декабря, когда японцы нападают на Перл-Харбор — проживает в Голливуде.
1942 Март — скульптор переезжает в Вашингтон в попытке смягчить затруднения японско-американских отношений. Май — добровольно создает Colorado River Relocation Center, Poston, Аризона, чтобы улучшить взаимоотношения. Разочаровавшись, после шести месяцев, возвращается в Нью-Йорк.
В 1942 году Исаму Ногучи решил отправиться добровольцем в индейскую резервацию в Аризоне. Целью этой акции была попытка развития в индейской резервации искусств и ремесел, что могло бы поддержать исконных жителей Америки.
1943 Делает впервые дизайн цилиндрической лампы на треножнике для фирмы Кнолля, которая будет изготовлена в 1944 году. Создает смешанные скульптуры из различных материалов.
1944 Разрабатывает дизайн biomorphic журнального столика и набор обеденного уголка, который будет изготовлен Германом Миллером в 1947 году.
1945 Дизайн декораций для «Джона Брауна» Эрика Хокинса.
1946 Сентябрь — работы Исаму Ногучи, участвуют в выставке «14 американцев» в Музее Современного Искусства, Нью-Йорка. Впервые о работах обширно пишет Томас Б. Хесс. ДРазрабатывает дизайн декораций для «Темного Луга» Марты Грэхем.
1947 Создает потолки с освещением для американской строительной компании Stove (Сент-Луис, Миссури) и здания Time-Life (Нью-Йорк). Компания Мебели Германа Миллера начинает продукцию дизайнов Ногачи. Дизайн декораций для двух работ Марты Грэхем. Дизайн декораций для Stephen Acrobat Эрика Хокинса. Дизайнов декораций и костюмы для работы Merce Cunningham-John Cage, The Seasons.
1948 Создает освещенную лестничную клетку для судна Аргентина (разрушенный в 1959 году). 21 июля — Аршиль Горки совершает самоубийство, после того, как Ногучи и Вифредо Лам (кубинский живописец) уезжают в Нью-Йорк из его дома в Коннектикуте. Ранее, в 1946 году пожар разрушил мастерскую Аршиля Горки и уничтожил все его картины, написанные в связи с очень важной для него персональной выставкой в галерее Джулиан Леви, а также всю его любимую библиотеку, что повергло Горки в глубочайшую депрессию. В этом же году Горки перенес тяжелейшую операцию по поводу рака. А в 1948 году Горки попал в автомобильную аварию, в которой он сломал позвоночник, из-за чего рука, которой он работал, оказалась полностью парализованной. Тяжесть своих страданий он стал вымещать на жене, и вскоре после этой злополучной аварии его жена (Агнессе Макгрудер) забрала детей и покинула его. В том же, 1948 году Арчил Горки повесился в своей полуобгоревшей студии.
1949 Март — скульптор Ногучи проводит выставку в Нью-Йорке в галерее Charles Egan. Май — начала турне во Францию, Англию, Испанию, Италию, Грецию, Египет, Индию, Камбоджу, и Индонезию.
1950 2 мая — приезжает в Японию, приветствуемый молодыми художниками и архитекторами, включая Kenzo Tange. Проектирует мемориальный комплекс и сад в память о своемотце в Университете Keio (закончен в 1952 году). Август — показывает новую керамику, мебель, модель колокольни мемориала Хиросимы, и скульптуры для Университетского проекта Keio, Токио. 4 сентября — отбывает в Нью-Йорк. Ноябрь — встречает будущую жену, актрису Yoshiko (Shirley) Yamaguchi (известная японская кинозвезда, телеведущая и политический деятель), в Нью-Йорке. Они поженились в Японии, в мае 1952 года. Их брак закончился разводом в 1957 году. Yamaguchi, впоследствии стала телевезионным репортером и вела репортажи во Вьетнаме, Камбодже и Ближнем Востоке. Теперь она — Yoshiko Otaka, после ее брака с японским дипломатом, кроме того она — член Либеральной Демократической партии японского парламента.
1951 Март — Исаму Ногучи возвращается в Японию. Июнь — приезджает в Хиросиму, чтобы увидеть два моста в Мирном Парке и спроектировать рельсы для них. Июль — предоставляет готовый проект, построенный в 1952 году. Приезжает в Гифу, где создает первые дизайнерские фонари Akari. Участвует в первом биенале в Сан Пауло, Бразилия. Возвращается в Нью-Йорк зимой и начинает работу над садом для Lever Brothers Building.
1952 Возвращение в Японию весной. Создает фирму и студию в Kita Kamakura в традиционном стиле, совместно с одним из самых известных гончаров 20-ого столетия в Японии — Kitaoji Rosanjin. Сентябрь — керамические работы Исаму и фонари Akari, показанны на выставке в новом Музее Современного Искусства, Камакуры. Впервые фонари Akari, доступны в Японии.
1954 Международное производство качающихся табуретов и столов. Ноябрь — показывает японскую керамическую скульптуру в Нью-Йорке.
1956 Скульптор начинает работу над садовым дизайном для штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже (закончена в 1958), и для Connecticut General Life Insurance Company, Bloomfield Hills, Штат Коннектикут (закончен в 1957). Начинает работу над стеной водопада и перекрытия для 666 Fifth Avenue, Нью-Йорк (законченны в 1958). Создает чугунные скульптуры в Японии.
1958 Переселяется в Нью-Йорк после завершения садов ЮНЕСКО. Создает листовую алюминиевую скульптуру на фабрике освещения Edison Price, с помощью Shoji Sadao.
1959 Создает белые мраморные скульптуры, когда Eleanor Ward отказывается выставить алюминиевые скульптуры на его весенней выставке в Stable галерее. Начинает ряд скульптур из древесины, которые потом создаст в бронзе в Италии в 1962, и ряд каменных скульптур, используя изображение солнечного круга.
1960 Начинает работу над скульптурами для First National City Bank Building Plaza, Fort Worth, Техас (законченны в 1961). Начинает работу над Затонувшим садом для Библиотеки редкой книги и манускриптов, Йельского Университета, Нью-Хейвена, Штат Коннектикут (закончен в 1964); и над Садом Скульптур Billy Rose, Музей Израиля, Иерусалим (закончен в 1965). Дизайн декораций для балетов Марты Грэхем «Акробаты Бога» и «Alcestis». Июль — включен в Documenta II, Кассель, Западная Германия.
1961 Начинается пятилетнее сотрудничество с Луис Исраэль Каном (американский архитектор, один из авторов градостроительного плана Филадельфии. Он был великим архитектором 20-ого столетия, приобрел известность как создатель монументальных построек из кирпича и железобетона, которые представляют собой альтернативу «органической» архитектуре Ф.Л.Райта и строгости «стеклянных коробок» Л.Мис ван дер Роэ и Ф.Джонсона). Луис Кан сотрудничал со скульптором Исаму Ногучи над дизайн проектом детской площадки для Riverside Drive Park в Нью-Йорке. Несмотря на их перепроектирование этой детской площадки пять раз, проект был отменен новой администрацией мэра John Lindsay. Исаму работает над Фонтаном Миссиссипи для John Hancock Insurance Company Building, Новый Орлеан, Штат Луизиана (закончен в 1962).
1962 Работает в американской Академии в Риме над древесными и глиняными скульптурами, которые вполледствии отольет в бронзе. Работал в мраморных карьерах фирмы Henraux в Querceta, Италии. Возвращался в Италию для работ каждый год, в течение десятилетия.
1964 Создает сады для штаба IBM, Armonk, Нью-Йорк.
1965 Начинает работу, впервые созданная детская площадка, в Kodomo No Kuni (Детская Земля), около Токио, Япония (закончена в 1966).
1966 Создает последний дизайн декораций для «Кортежа Орлов» Марты Грэхем. Создает большую окрашенную стальную скульптуру для инсталляции вне Национального Музея Современного Искусства, Токио. В Италии в карьерах Henraux делает большие работы из грубого мрамора. Создает Фонд Akari, Нью-Йорк, для поддержки творческого обмена между Соединенными Штатами и Японией. Начинает работу на острове Сикоку в сотрудничестве с Masatoshi Izumi (резчик камня), который стал производителем для Ногачи Исаму его последних каменных скульптур. Первой такой скульптурой стала «Черное Солнце» для Сиэтлского Художественного Музея.
1968 Апрель — ретроспектива в Музее американского Искусства Whitney, Нью-Йорка. Издает автобиографию. Создает Красный Куб для Бродвея 140, Нью-Йорк; и скульптуру Octetra для Spoleto, Италия. Начинает ряд каменных столов и ряд мраморных скульптур.
1969 Создает скульптуру Skyviewing для Западно — Вашингтонского Университета, Беллингем, Вашингтон. Устанавливает студию в пригороде Mure на острове Сикоку, Япония, в сотрудничестве с Masatoshi Izumi, и заканчивает впервые ряд крупномасштабных скульптур из базальта там. Черное Солнце, установливают в Сиэтле.
1970 Реализует девять фонтанов для Экспо 70, Осаки, Япония.
1972 Начинает работу над Фонтаном Dodge и Philip A. Hart Plaza, Детройт, Мичиган, с Shoji Sadao (закончен в 1979). Создает скульптуры для Bayerische Vereins Банк, Мюнхен, Германия.
1974 Начинает работу над Shinto, Банк Строительства Токио, Нью-Йорк (закончен в 1975, разрушен в 1980); и Intetra, Фонтан Тумана, для Society of the Four Arts, Palm Beach, Флорида (закончен в 1975). Скульптура Void установлена в Pepsico, Purchase, Нью-Йорк. Май — приобрает здание через улицу от его городской студии и начинает ремонтировать его для музея его скульптур.
1975 Создает Landscape of Time, здание Jackson Federal, Сиэтл, Вашингтон. Начинает детскую площадку Playscapes, Piedmont Park, Атланта, Джорджия (закончен в 1976).
1976 Создает «Врата», Центр Правосудия Cuyahoga, Кливленд, Штат Огайо, и начинает «Врата Неба», Гонолулу, Гавайи. Начинает фонтан для Художественного Института Чикаго, Чикаго, Иллинойс (закончен в 1977).
1977 Начинает Momo Taro для Storm King Art Center, Mountainville, Нью-Йорк, и Tengoku для Sogetsu Flower Arranging School, Токио, Япония (оба закончены в 1978).
1978 Начинает сад скульптур Lillie and Roy Cullen, Музей изобразительных искусств, Хьюстон, Техас, с Shoji Sadao (закончен в 1986). Выставка Ландшафтов Ногачи, организованная художественным Центром Walker’s, Миннеаполис, Штатом Миннесота. Сэм Хантер издал первую монография о художнике — Исаму Ногачи.
1979 Дизайн Торговой площади, Finanziaria Fiere di Bologna, Болонья, Италия. Начинает дизайн Парка Bayfront, Майами, с Shoji Sadao (строительство продолжается, 1993).
1980 Установка «Passage of Seasons» в Кливлендском Художественном Музее, Кливленд, Штат Огайо, и «Unidentified Object» в Столичном Музее Искусства, Нью-Йорк. Начинает «Constellation» (Для Луи Кана) для Художественного Музея Kimbell, Форт-Уэрт, Техас (закончен в 1983). Начинает модернизацию «Bolt of Lightening…» Мемориал Бену Франклину, Филадельфия, Штат Пенсильвания (установленный в 1984). Начинает California Scenario, два городских центра, южную площадь побережья, Costa Mesa, Калифорния (закончены в 1982); и To the Issei и Japanese-American Cultural и Community Center Plaza, Лос-Анджелес, Калифорния (закончены в 1983), совместно с Shoji Sadao. Выставка «The Sculpture of Spaces», в Музее американского Искусства Whitney, Нью-Йорк. Фонд Akari становится Фондом Исаму Ногучи, с намерением установить музей работ Ногучи в Лонг-Айленд.
1981 Начинает дизайн и конструкцию Музея Ногучи, с Shoji Sadao.
1983 Начинается конструкция сада в студии в Mure, Сикоку, Япония, с Masatoshi Izumi.
1984 Заканчивает водный сад для Domon Ken музея, Sakata, Япония.
1985 Май — официальное открытие Музея Ногучи, Лонг-Айленд, Нью-Йорк.
1986 Июнь — представляет Соединенные Штаты в Венецианском Biennale, Венеции, Италия. Ноябрь — получает приз Kyoto от Inomori Foundation, Японии. Создает фонтан Tsukubai для Столичного Музея Искусства, Нью-Йорка.
1987 Июнь — получает Национальную Медаль Искусства в Вашингтоне, округ Колумбия
1988 Создает генеральный план 400-акрового парка для Саппоро, Япония (в работе), и проектирует большую скульптуру для Аэропорта Такамацу, Сикоку, Япония (законченный 1991). Июль — предоставленный японским правительством к званию Священные сокровища третьего порядка. Декабрь — получает награду за развитие в Скульптуре от Центра Скульптуры, Нью-Йорк.
30 декабря — скульптор Исаму Ногучи умирает в Нью-Йорке.
ñêóëüïòîð