Диджеинг в Ableton Live

Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Часть 1. Быстрый старт.

Куда сувать, когда в первый раз?
(Из запросов к Яндексу)

Общие настройки.

Каких-то особых настроек для диджеинга Ableton Live практически не требует, можно выделить лишь три момента:

  1. Идем в Options Preferences Record Warp Launch и отключаем Auto-warp Long Samples. Beatwarping это операция, проведение которой, по моему мнению, доверять нельзя никому.
  2. Там же ставим Default warp mode в режим Complex хотя этот режим является приблизительно в 10 раз более ресурсоемким, чем все прочие, именно он дает наилучший результат в случае сложного музыкального материала. Напомню, что при необходимости изменить режим Beatwarping’а для любого клипа можно в Sample Box.
  3. В Options Preferences Look Feel Colors меняем дефолтный скин на какой-нибудь более контрастный. Дело в том, что в Session view существует 3 основные зоны фокуса Browser, Clip view/Track view и Mixer drop area. Одна и та же клавиатурная команда в зависимости от текущего фокуса может вызывать разные действия, или не вызывать никаких; поэтому дефолтный скин, который, на мой взгляд, является недостаточно информативным, лучше заменить. Лично я предпочитаю скин Nautic, но это, естественно, дело вкуса.

Session View и Arrangement view.

Как вам без сомнения известно, в Ableton Live есть 2 режима: Session View и Arrangement view. Обычно для работы [вживуюk используется Session View, а в Arrangement view осуществляется пошаговая, [оффлайноваяk запись миксов. Хотя и существуют диджеи, работающие [вживуюk в Arrangement view, это, на мой взгляд, удовольствие на любителя.

Global Quantization.

Применительно к диджеингу параметр Global Quantization отвечает за то, когда начнется воспроизведение запущенного клипа. Если установить его равным 1 такту, то воспроизведение начнется с началом следующего такта. Если установить его равным 2 тактам, то воспроизведение начнется с началом следующего нечетного такта. Если установить его равным 4 тактам, то воспроизведение клипа начнется на такте из ряда 5, 9, 13 и так далее.

Чем больше параметр GQ, тем больше времени есть у диджея на принятие решения, зато небольшое значение GQ оставляет больший простор для творчества. Как правило, GQ ставится равным одному или двум тактам, хотя, разумеется, никаких жестких правил здесь нет и быть не может.

1. Подготовка Материала.

Принципиальным отличием Ableton Live от [традиционныхk диджейских программ (Тraktor/Virtual DJ/Dekadance и т.д.) является то, что все используемые треки должны быть специальным образом подготовлены; другими словами, Вы не можете взять первый попавшийся аудиофайл и тут же использовать его в миксе (исключение составляют разве что [атмосферныеk сэмплы, не имеющие определенного темпа). Необходимость предварительной подготовки материала многих отпугивает, однако поверьте данный процесс окупается сторицей.

1.1 Beatwarping.

Ableton live был первой DAW, в которой была реализована концепция эластичного аудио (Elastic audio). Суть ее заключается в том, что аудиофайл разбивается на произвольное количество фрагментов, каждый из которых можно растягивать или сжимать во времени, не меняя при этом частоты (т.е. высоты) звука. Другими словами, мы как бы принудительно указываем: [Такое-то музыкальное событие должно произойти тогда-тоk. Практически это означает, что мы можем идеально синхронизовать по темпу любой музыкальный материал танцевальные треки, записи живых выступлений, барабанные лупы и так далее ни секунды не тратя при этом на beatmatching основу основ традиционного диджеинга и главного камня преткновения для начинающих. Для этого используется процесс, который называется Beatwarping.

1.1.1 Beatwarping [классическийk способ.

  1. Загружаем нужный трек в любой слот и устанавливаем темп сета приблизительно равным темпу трека, который мы хотим обработать.
  2. Ставим параметр Global Quantization равным двум тактам это поможет нам быстро перемещаться по треку, используя кнопки Nudge. На эти кнопки удобно назначить горячие клавиши; о том, как это сделать, рассказано в разделе [Управлениеk.
  3. Нажимаем в окошке Sample Box кнопку Warp, при этом на волновой форме появляется желтый Warp-маркер с цифрой 1.
  4. От точности позиционирования первого Warp-маркера в значительной степени зависит успешность всего beatwarping’a, поэтому этот маркер необходимо поставить как можно точнее на нужный бит, для чего используется зум. Горячие клавиши серый [+k (zoom in) и серый [-k (zoom out).

    Вопрос: Куда лучше ставить первый Warp-маркер?
    Ответ: Пытаться найти нужное место на [атмосферномk вступлении занятие практически безнадежное; ставьте Warp-маркер на первый перкуссионный даунбит (в идеале на первую бочку) не ошибетесь. Если Вы хотите использовать такое вступление в миксе, то после проведения beatwarping’а всего трека Start-маркер следует поставить на [отрицательныйk Grid-маркер, соответствующий даунбиту.

  5. В окошке Sample Box нажимаем кнопку Loop и совмещаем начало петли с первым Warp-маркером. Туда же ставим Start-маркер. При необходимости используем зум.
  6. Устанавливаем длину петли равной 4 тактам.
  7. Включаем метроном и запускаем воспроизведение. Скорее всего, к концу петли Вы услышите небольшую [перебитовкуk петля будет расходиться по темпу с метрономом. Кстати многие диджеи предпочитают использовать не метроном, а барабанный луп (обычно просто бочку), запущенный на соседней аудиодорожке.
  8. [Ухватываемk мышью Grid-маркер, соответствующий началу 5-го такта и, двигая его влево или вправо, добиваемся идеальной синхронизации петли и метронома. При необходимости используем зум и контролируем синхронизацию визуально.
  9. Щелчком по Loop brace (полоска над волновой формой) выделяем петлю и нажимаем Ctrl-Up. При этом длина петли удваивается (Ctrl-Down производит обратное действие).
  10. Повторяем пункт 8 для Grid-маркера, соответствующего началу 9-го такта (для быстрой навигации в пределах петли используем кнопки Nudge). Если петлю не удается синхронизовать с метрономом, значит, темп на треке очень сильно [плаваетk и длину петли нужно уменьшить до 4 тактов, а затем перейти к пункту 12.
  11. Повторяем пункты 9-10, пока длина петли не будет соответствовать 32 тактам.
  12. Двойным щелчком превращаем Grid-маркер, соответствующий началу 33 такта (или 5/9/17 в зависимости от колебаний темпа на треке), в желтый Warp-маркер. Теперь он останется на месте, даже если мы будем передвигать другие маркеры.
  13. Щелкаем по Loop brace и нажимаем Up. При этом петля сдвигается с позиции 1-33 на позицию 33-65.
  14. Корректируя позицию Grid-маркера 65-го такта, добиваемся синхронизации петли и метронома (используем зум). Если этого сделать не удается, значит, длину петли нужно уменьшить до 16 или менее тактов.
  15. Двойным щелчком превращаем Grid-маркер 65-го такта в Warp-маркер.
  16. Повторяем пункты 13-15, пока не достигнем конца трека (последняя петля может быть меньше 32 тактов и ее длину потребуется уменьшить).
  17. Ставим Global quantization равным 8 тактам и, используя кнопки Nudge, [пролистываемk трек под метроном от начала до конца для окончательной проверки.
  18. Если все в порядке нажимаем Save.

1.1.2 Beatwarping практический способ.

Описанный выше метод Beatwarping’а с небольшими вариациями кочует из статьи в статью и из учебника в учебник. Но давайте подумаем а что мы, собственно говоря, делаем? А делаем мы следующее: разбиваем трек на дюжину фрагментов и каждому из них присваиваем независимый темп, чтобы Ableton знал, с какой скоростью какой фрагмент проигрывать. Это безусловно необходимо для композиций с плавающим темпом например, записей живых выступлений или виниловых рипов (как в примере выше). Но зачем c потрясающим упорством некоторые диджеи это делают на треках со стабильным темпом сграбленных с CD или купленных на Beatport’e mp3-шках? Не знаете? Вот и я не знаю.

На самом деле все, что нужно сделать в таких случаях это указать первый бит и точно определить темп всего трека. Делается это очень легко, вся процедура занимает 30-40 секунд.

  1. Загружаем нужный трек в любой слот и устанавливаем темп сета приблизительно равным темпу трека.
  2. Нажимаем в Sample Box кнопку Warp, при этом на треке появляется Warp-маркер.
  3. Находим подходящий даунбит и совмещаем с ним Warp-маркер. Это единственный Warp-маркер, который необходимо поставить! Напоминаю, что от точности позиционирования первого Warp-маркера зависит успешность всего beatwarping’а. На это же место ставим Start-маркер.
  4. Включаем метроном, запускаем воспроизведение и, ухватив Grid-маркер, скажем, девятого такта синхронизуем трек с метрономом. Еще раз подчеркиваю не нужно превращать этот Grid-маркер в Warp-маркер! Другими словами не делайте его желтым!
  5. Используя Scrub area, переходим куда-нибудь ближе к последней трети трека (например, первый даунбит после зависалова), ухватываем любой из Grid-маркеров (не делая его желтым!) и снова выравниваем темп относительно метронома.
  6. Переходим в конец трека и повторяем при необходимости предыдущую операцию, окончательно определяя темп. Понятно, что чем ближе к концу трека мы находимся, тем более прецизионные изменения темпа мы делаем, для чего используется зум.
  7. Не забываем нажать кнопку Save.

Вопрос: Я все сделал, как написано, но трек расходится с метрономом!
Ответ: Еще раз обратите внимание на точность позиционирования первого Warp-маркера, как правило, причина кроется в этом. Другая распространенная ошибка сдвинутые относительно даунбита Start-маркер и/или петля.

1.2. Расстановка меток

На мой взгляд, у Ableton, как у диджейской программы, всего два существенных недостатка невозможность сохранения множественных Start-маркеров (соответствующим cue -меткам на CD-деке) и отображение лишь одной волновой формы в режиме Session View.
Второй недостаток на сегодняшний день является, насколько мне известно, неустранимым (разве что написать какой-нибудь хитрый VST-плагин, может кто-нибудь из хабралюдей возьмется?), а вот с первым можно и нужно бороться. Делается это так:

  1. В режиме Session View создаем аудиодорожку и перетаскиваем из браузера в первый слот нужный трек (предполагается, что beatwarping на нем мы уже сделали).
  2. Нажимаем несколько раз Ctrl-D (по количеству меток, которое Вам необходимо). При этом созданный клип дублируется соответствующее количество раз.
  3. Последовательно переходя от первого клипа к последнему, устанавливаем Start-маркеры в нужных нам местах.
  4. Даем созданным клипам понятные Вам названия. Первый клип, соответствующий началу трека, я обычно не переименовываю, чтобы было понятно, что сейчас играет.
  5. А теперь самое главное: выделяем все созданные клипы и перетаскиваем их обратно в браузер, в специально подготовленную для этого папку:

При этом происходит сразу несколько событий:
Создается папка ]Название_аудиодорожки_Project с фирменной иконкой AL.
В папке ]Название_аудиодорожки_Project создается папка Samples.
В папке Samples создается папка Imported, куда копируется исходный трек.
В папке ]Название_аудиодорожки_Project создается файл ]Название_аудиодорожки.als (Ableton Live set).

Это то, что видно из браузера Ableton. Если мы перейдем в проводник Windows, то увидим еще три созданных объекта папку Ableton Project Info, а в ней файлы Project.cfg и AProject.ico.
Файл ]Название_аудиодорожки.als переименовываем в ]Название_трека.als; папку Название_аудиодорожки_Project тоже переименовываем можете дать ей любое понятное название, например, наименование музыкального стиля или имя исполнителя.

В эту переименованную папку можно скидывать неограниченное количество подготовленных подобным образом треков, при этом исходные треки будут копироваться в папку Imported, а в корне папки будут появляться новые файлы *.als.

Теперь мы можем в любой момент перетащить любой файл *.als обратно на аудиодорожку (не пугайтесь, что Ableton при этом заново отрисует волновые формы клипов это произойдет лишь в первый раз) и вуаля наши клипы с заранее расставленными Start-маркерами снова в строю. Используя несколько клипов со Start-маркерами в разных местах можно [на летуk делать recut-версии треков.
Кроме Start-маркеров таким образом можно сохранять петли, follow action и так далее.

Часть 2. Создание диджейского темплейта.

Темплейты для диджеинга в AL могут быть чрезвычайно навороченными содержать несколько аудиодорожек для треков, MIDI-дорожки с VST-инструментами и клипами автоматизации, аудиодорожки с лупами, сэмплами, клипами-[болванчикамиk (dummy clips), всевозможные аудио и MIDI-эффекты и так далее и тому подобное.
Однако речь обо всем этом пойдет впереди, а для начала давайте попробуем воспроизвести классический диджейский сетап две вертушки и микшер с кроссфейдером и трехполосными эквалайзерами.

Вариант первый. Использование внешнего (железного) микшера.

Данный вариант имеет свои преимущества он прост, как валенок и надежен, как АК-47. Ableton Live в этом случае используется только для запуска треков, а cueing (предварительное прослушивание) и собственно микширование производится с помощью обычного диджейского микшера.

  1. Создадим две аудиодорожки, для аутентичности назовем одну Deck 1, а другую Deck 2.
  2. Для того чтобы аудиодорожки не переименовывались всякий раз, когда мы перетаскиваем на них файл *.als, в Track view каждой дорожки загружаем, а затем отключаем любой аудиоплагин (их можно найти в разделе браузера Live Devices). Вместо аудиоплагина можно загрузить Audio Effects rack, его, естественно, можно не отключать.
  3. Направляем Deck 1 в один выход аудиокарты, а Deck 2 в другой (для этого может потребоваться активировать пункт In/Out в меню View).
  4. Сохраняем темплейт под каким-нибудь подходящим названием и производим соответствующую физическую коммутацию микшера и аудиокарты.

Вариант второй: Использование внутреннего (программного) микшера.

Этот вариант не требует наличия внешнего микшера, а вот без MIDI-контроллера с поворотными и ползунковыми регуляторами обойтись будет сложно.

  1. Начинаем так же с создания двух аудиодорожек, обе оставляем направленными в Master.
  2. В браузере в разделе Live Devices выбираем EQ Three и перетаскиваем его в Track view обеих аудиодорожек. Оба эквалайзера переименовываем (используем для этого контекстное меню на заголовке девайса) один, скажем, в Deck 1 EQ Three, другой, соответственно в Deck 2 EQ Three; это помогает быстро понимать, на каком канале микшера сейчас стоит фокус.
  3. В меню View включаем Crossfader (или нажимаем Ctrl-Alt-F), при этом в мастер-секции появляется соответствующий элемент управления.
  4. В нижней части микшера находим секцию Crossfader assign. Нажимаем на дорожке Deck 1 кнопку А, а на Deck 2 B.
  5. В мастер-секции переключаем кнопку Solo/Cue в режим Cue.
  6. Там же, в мастер-секции, направляем Cue Out в один выход аудиокарты, а Master Out в другой.
  7. Сохраняем темплейт. Выход m используется для предварительного прослушивания через наушники (при убранном фейдере громкости и нажатой кнопке Cue на соответствующем канале), а выход n для вывода звука в эфир.

Часть 3. Управление.

Нет ничего скучнее, чем наблюдать за диджеем, который сидит за ноутбуком и возит туда-сюда мышку по коврику. Как написал один журналист [Осталось непонятным, что именно делал диджей: то ли проверял свою почту, то ли играл в [Сапераk.
Создание полностью [безмышевогоk темплейта AL задача вполне выполнимая, но требующая отдельного разговора; я планирую посвятить этой животрепещущей теме вторую часть руководства. На текущий момент давайте условимся, что загрузку треков мы будем осуществлять мышью, а их запуск и прочее управление с помощью клавиатуры или MIDI-контроллера.

1. Запуск клипов. Вариант 1 Использование клавиатуры.

В принципе, переходить на нужный клип можно с помощью курсорных клавиш, а запуск производить клавишей Enter, но это, на мой взгляд, не слишком удобно. Лучше назначить каждому из слотов нашего темплейта отдельную клавишу для запуска. Практику показывает, что редко на каком-то треке используется более пяти Start-маркеров, поэтому для простоты давайте назначим слотам на дорожке Deck 1 клавиши 1- 5, а на дорожке Deck 2 6-0. Делается это так:

  1. Нажатием на кнопку KEY в правом верхнем углу (клавиатурная команда Ctrl-K) включаем режим Key map, при этом элементы управления, на которые можно назначить горячие клавиши, подсвечиваются красным цветом.
  2. Кликом выделяем нужный слот:
  3. Нажимаем на клавиатуре нужную клавишу, при этом ее обозначение появляется на выделенном слоте:
  4. Повторяем пункты 2 и 3 до полного удовлетворения:
  5. Отключаем режим Key map повторным нажатием на кнопку KEY и сохраняем темплейт.

Между прочим, отличный вариант контроллера из категории [дешево и сердитоk купить дополнительную клавиатуру за 10 долларов, выломать из нее все ненужные кнопки, а нужные, для большей информативности, покрасить в разные цвета.
Вопрос: Клавиша Space останавливает воспроизведение всех запущенных клипов, но при повторном ее нажатии воспроизведение начинается не с момента остановки, а снова со Start-маркеров. Как этого избежать?
Ответ: Для того чтобы воспроизведение началось с того же момента, где была сделана остановка, используется команда Shift-Space.

Вариант 2. Использование MIDI-контроллера.

Запуск клипов с помощью MIDI-контроллера реализуется абсолютно аналогично:

  1. Включаем режим MIDI Map нажатием на кнопку MIDI в правом верхнем углу (клавиатурная команда Ctrl-M), при этом элементы управления, на которые можно назначить MIDI-команды, подсвечиваются синим цветом.
  2. Кликом выделяем нужный слот:
  3. Нажимаем нужную кнопку (клавишу) на MIDI-контроллере, при этом обозначение MIDI-команды появляется на выделенном слоте:
  4. Повторяем пункты 2 и 3 до победного конца:
  5. Отключаем режим MIDI Map повторным нажатием на кнопку MIDI и сохраняем темплейт.

Не так давно был анонсирован MIDI-контроллер AKAI APC 40, который поддерживает AL [из коробкиk. Девайс выглядит очень привлекательно, ну а как он покажет себя в реальной работе узнаем чуть позже, когда контроллер поступит в продажу.

3.2 Кроссфейдер, канальные фейдеры и эквалайзер.

Здесь, естественно, речь идет только о MIDI-контроллере. На клавиатуру компьютера можно повесить разве что kill buttons эквалайзера.

Установка соответствия этих элементов управления регуляторам на MIDI-контроллере осуществляется так же, как и в предыдущем случае: включаем режим MIDI map, кликом мыши выделяем элемент управления и шевелим нужную ручку на MIDI-контроллере:

В использовании EQ3 есть одна тонкость: дело в том, что, как видно из рисунка выше, точки 0 dB в нем сделаны не на 12 часов, как обычно, а где-то на 15.30. На известных мне MIDI-контроллерах эти точки никак не обозначены и ручки на них не фиксируются. Ловить 0 dB [на глазk, особенно в условиях реальной работы удовольствие небольшое. Выйти из положения можно двумя способами:

  1. При работе выворачиваем ручки эквалайзера до упора вправо (что соответствует 6 dB), а у канального фейдера устанавливаем лимит -6 dB (в режиме MIDI map в открывшейся таблице в колонке [Maxk в соответствующей строке введите [-6k), что в итоге дает 0 dB.
  2. Опять-таки выворачиваем при работе ручки эквалайзера до упора вправо, но нулевой лимит устанавливаем для самих полос эквалайзера, т.е. крайне правое положение будет соответствовать 0 dB.

Ну вот, в общем, и все. Have a nice mix! :)


Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Оцените эту статью
( Пока оценок нет )
Kayrosblog.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.