Креативная вышивка крестиком вещь довольно редкая. В сети интернет гораздо чаще публикуют банальные цветочки и узорчики. Другое дело обложка глянцевого журнала вышитая крестиком!
История вышивки крестиком
История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков. Это рукоделие относится к эпохе первобытной культуры. Материалом для вышивки крестом в разные времена служили: жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, также применяли и натуральный волос. Ею украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта. В музеях накоплено большое количество образцов народной вышивки крестом. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка крестом условно подразделялась на крестьянскую (народную) и городскую.
Народная вышивка крестом была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства, тогда как городская вышивка крестом испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций. К тринадцати – пятнадцати годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые подзоры, скатерти, полотенца, головные уборы. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство мастерства и трудолюбия невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых шерстяных и льняных тканей. Ее украшали не только вышивкой крестом, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца.
Возникнув в древности, искусство вышивки крестом на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки — символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, к непонятным явлениям природы. Каждая линия, знак были полны понятного только ему смысла, были одним из средств общения.
Техника вышивки крестом и её разновидности
Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры — рисунки. Так возникли орнаменты — последовательное повторение отдельных узоров или их группы (раппорт).
По своим мотивам орнамент может быть:
- Геометрический — состоящий из различных геометрических элементов;
- Меандровый — в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
- Растительный или фитоморфный — составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
- Животный — в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
- Птичий — составлен из стилизованных фигур птиц;
- Человекообразный — с изображением человеческих фигур и полуфигур.
- Шрифтовый — напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках;
Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа, создавшего его. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность всегда сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
Разнообразие орнаментов для вышивки
Орнамент народных вышивок крестом всегда был тесно связан со структурой ткани домашнего приготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде прямых и ломаных линий, точек, треугольников, квадратов, кругов, крестов, розеток. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональное соотношения его частей.
Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.
В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные. Хорошо сочетаются:
- Красный — с черным, желтым, серым, бежевым, оранжевым, синим, белым;
- Синий — с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым;
- Фиолетовый — с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черным;
- Желтый — с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым;
- Зеленый — с темно-желтым, лимонным, салатным, серым, желтым, оранжевым, коричневым,черным, кремовым.
Орнамент — бывает:
- Ленточным — в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его;
- Сетчатым — при котором вся поверхность заполнена узором;
- Центрическим или розеточным — в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб, или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.