«Поцелуй», 1907-1908, Вена, Австрийская Галерея, Моделью к этой картине был сам Густав Климт и его возлюбленная Эмилия Флоге.
Пара в золотом сияние одежд, сомкнувшая объятья на краю обрыва, на ковре, сплетенном из трав и цветов. Женщина в ожидании поцелуя, мужчина, что подарит его ей. Руки и лица в обрамлении золота и самоцветов узоров. Здесь нет ни пространства, ни времени, ни движения. Мгновение, как в янтаре, застыло в вибрирующем золотом тиснении фона. Биению его слабого пульса вторят символы орнамента, стекающие с их одежд и оплетающие их Знаменитый «Поцелуй» Густава Климта, жемчужина живописи рубежа XIX и ХХ века из коллекции Австрийской галереи.
Стиль модерн, стиль изысканный и загадочный. Стиль последних дней XIX века и первый стиль ХХ столетия. Модерн стиль мира, находящегося на грани, мира в ожидании Апокалипсиса и рождения новой реальности, когда все чувства обостряются до предела, когда художников посещают видения иных миров. Последний расцвет искусства перед наступлением эры рационализма Вена — столица империи Габсбургов, которой скоро предстоит исчезнуть с политических карт, она стала лабораторией нового искусства. А Густав Климт самый талантливый из адептов модерна в мире Австро-венгерской империи (правда, здесь его название звучало иначе, в немецком языке модерн стал югендстилем).
До недавнего времени все лучшие работы мастера можно было встретить здесь, в залах Австрийской галереи. «Поцелуй«, запечатлевший художника и его возлюбленную Эмилию Флоге, «Юдифь», «Портрет Адель Блох-Бауер» Но этим летом «Золотая Адель», которую порой именуют австрийской Мона Лизой, покинула галерею, став самым дорогим произведением изобразительного искусства, проданным с аукциона.
Стиль Климта пережил множество трансформаций, к фирменному, прославившему его стилю, он пришел отнюдь не сразу. Но независимо от стиля, будь то нео-барокко, как в первых картинах, или модерн, он остается символистом. От традиционных аллегорий он приходит к сложному, изысканному языку узоров, наполнивших его картины около 1900 года, к «золотому периоду».
Рассматривая картину «Поцелуй», ваш глаз погружается то в паутину, то в водопад узоров, в которых появляются лица-маски с горящими глазами и губами. Глядя на них, понимаешь, что уроки отца гравера и ювелира Эрнста Климта, ставшего первым учителем мастера, не прошли даром. Неизменный ковер узора покрывает золото фона и одежд, уподобляя картины Климта мозаикам Венеции и Равенны, что произвели неизгладимое впечатление на художника. Они изгибаются, сплетаются, соединяются в сложные орнаменты, играющие роль не меньшую, чем антропоморфные герои, чьи лики появляются в их обрамлении. Иногда они похожи на стебли и цветы растений, иногда они принимают облик четко, резко очерченных правильных геометрических фигур сплетенных в страстном поцелуе. С их помощью он говорит о тех мирах, о тех явлениях, что лежат за пределами известной нам реальности.
Его любимые модели женщины. Они правительницы его мира. Языческие богини, надевшие маски венских кокоток. Они порочны и невинны, загадочны, неуловимы. Их откровенная чувственность шокировала публику. Одной из самых скандальных картин стала «Юдифь» из венской галереи. Библейская героиня по странному капризу художника встречала ошеломленных зрителей порочной и сладострастной гримасой, застывшей на ее лице (хотя, надо отметить, что и в предшествующие эпохи этот образ рождал странные ассоциации у художников, чего только стоит неуловимая улыбка обольстительницы, что играет на губах Юдифи, написанной Джорджоне и хранящейся ныне в Эрмитаже).
Климт рано получил известность и в первую очередь как портретист, случались и мгновения официального признания, но чаще определенная и весьма влиятельная часть публики (например, власти, руководство художественных академий, а периодически ряды оппонентов Климта пополняли и заказчики) видели в его картинах вызов, если не издевательство над общественной моралью и нравственностью. В 1897 году Климт, стремясь утвердить свое право на творческую свободу, основал оппозиционный Академии Венский Сецессион (Sezession — «отпадение», «отделение») и стал первым его президентом. Именно для выставочного зала этого объединения он создал Бетховенский фриз, который произвел столь сильное впечатление на Огюста Родена. Предвосхищая Кандинского, Климт заговорил на языке музыки языком живописи. Сегодня этот фриз хранится в Австрийской галерее. Побывав здесь, вы сможете познакомиться и с менее известной, но от этого не менее интересной стороной творчества австрийского мастера, с его пейзажами.
Сайт Австрийской галереи: http://www.belvedere.at (основные языки сайта немецкий и английский, но краткий обзор истории дворца и его коллекций доступен и на русском языке)
Сайт галереи Дрездена: http://www.skd-dresden.de