ТАИНСТВА ВОСТОКА
Буддизм
В III в. дон. э., при царе Агиоке, буддизм стал государственной религией Индии и с тех пор начал постепенно распространяться по всему миру. Каменные скульптуры в Дацу (Китай).
Основателем буддизма, древнейшей мировой религии, был Сиддхартха Гаутама (566/563-486 до н. э.), именуемый также Шакьямуни («мудрец из рода Шакьев»). Он был сыном царя, чье генеалогическое древо уходило корнями к легендарному правителю Гималаев Икшваку. Легенда гласит, что мать Сиддхартхи Майя родила его в цветущей роще под Капилавасту.
Бегство из дворца
С самого рождения Сиддхартха Гаутама был наделен всеми земными богатствами. Однако он рос в полной изоляции от внешнего мира, наслаждаясь беспечной жизнью за толстыми стенами роскошного дворца. Его отцу, царю Шуддходану, брахманы предсказали, что Сиддхартха станет или владыкой мира, или великим духовным учителем, постигшим абсолютную истину, то есть Буддой. Второе произойдет в том случае, если Сиддхартха узнает о существовании болезней, старости, смерти и страданий. Вот почему царь-отец, мечтавший видеть сына своим престолонаследником, всячески ограждал его от горестей этого мира. Когда пришло время, Сиддхартха женился. Но ему очень хотелось увидеть, что же происходит за пределами дворца. Четырежды принц тайком выезжал в город и каждый раз сталкивался с людскими бедами. Сначала он повстречал больного человека, потом дряхлого старика, затем похоронную процессию и наконец аскета. И тогда принц задумался, можно ли избавить мир от болезни, старости и смерти. И не является ли путь аскезы способом преодолеть страдания и постичь истину?
Эти вопросы не давали ему покоя ни днем ни ночью. И однажды он решился на бегство. В возрасте 29 лет Сиддхарт-ха покинул дворец, отказался от всех богатств, оставил отца, жену и сына, даже не попрощавшись. Три царства проехал он со своим возничим Чандакой, пока у реки Анавамы не сбросил дорогие одежды, не побрил голову и не пошел дальше пешком, в нищенских лохмотьях.
«Пробуждение» в Бодх-Гае
Долго искал Сиддхартха Гаутама истину. Он повстречал многих знаменитых учителей, йогов и философов, пока наконец вместе с пятью спутниками, почитавшими его за приверженность строгой аскезе, не пришел в маленькое селение Урувела на берегу реки Ниранджана, напротив сегодняшней Бодх-Гаи. После шести лет непрерывной аскезы и борьбы с искушениями, исхудавший, похожий на скелет Сиддхартха постиг, что путь самоистязания и крайнего аскетизма не ведет к истине, что она открывается лишь в процессе созерцания и внутреннего переживания. Он сел под деревом бодхи в твердой решимости не вставать, пока не достигнет духовного просветления (бодхи) и не познает истину. На 49-е сутки, в майскую ночь полнолуния, в возрасте 35 лет, Гаутама «пробудился» и стал Буддой.
Четыре благородные истины
Во время медитации под деревом бодхи Будде открылись «четыре благородные истины». Во-первых, всякое существование исполнено страданий, все радости и удовольствия мимолетны и не имеют устойчивой ценности. Во-вторых, у страдания есть причина. Это желания, страсти, жажда удовольствий, которые лежат в основе привязанности людей к миру. При этом каждая частичка нашего опыта обусловлена событиями прошлых жизней, то есть кармой. В-третьих, можно избавиться от страдания, уничтожив его причину. В-четвертых, существует путь, ведущий к уничтожению страданий, который Будда называл «благородным восьмеричным путем». Это самая сердцевина его учения
Будда — Пробужденный
Во время духовного просветления Сиддхартха Гаутама проник в сущность вещей и бытия, постиг природу «я». Он увидел все свои прошлые жизни и перевоплощение в другие сущности, уяснил «четыре благородные истины» и осознал опасность «трех главных пороков» — сладострастия, гордыни и невежества. А потом ему открылась высшая истина — дхарма. С этого дня он стал Буддой — Пробужденным, или Просветленным. Когда Будда в течение семи дней неподвижно сидел под деревом бодхи, дьявол Мара пытался отговорить его от мысли поделиться откровением с людьми. Но Будда не переменил решения. В течение еще 45 лет он проповедовал свое учение, отворяя «врата непреходящего для тех, кто хочет слышать», и стал Саммасамбуддой («совершенным пробужденным»), как называют того, кто достиг Пробуждения самостоятельно, без помощи учителя, и ведет по этому пути других.
Изображение японского Будды в венце из кувшинок, медитирующего на цветке лотоса, глубоко символично. Лотос символизирует в буддизме чистую сущность всех вещей, которая познается в просветлении. Форма листьев и цветков этого растения позволяет видеть в нем также символ вселенной, простирающейся во всех направлениях.
Первая проповедь Будды
После просветления Будда повстречал в оленьем парке Исипатана (ныне Сарнатх) под Бенаресом (современный Варанаси) пятерых бывших спутников-аскетов, которые покинули его, когда он добровольно отказался от самоистязания. Будда обратился к ним с проповедью, содержавшей основные положения будущей мировой религии — учение о четырех благородных истинах. Она получила название «Проповеди, повернувшей колесо учения (дхармы)». Пятеро аскетов стали первыми учениками Будды Гаугамы. По сей день в память об этом верующие совершают ритуальный обход большой ступы, построенной на месте первой проповеди Будды. В Бенаресской проповеди Будда утверждал, что в мире нет ничего вечного -все имеет начало и конец, а значит, не может быть и вечной, неизменной души. Он рассматривал бытие как непрерывный поток перемен и страданий. С начала времен люди движутся в круговороте перерождений (сансаре). Будда не считал поиск вечного, неизменного «я» (атмана в индуизме) средством спасения от непостоянства мира. Он, скорее, вообще отрицал идею существования субстанционального «я» -и как внутренней основы личности, и как основы вселенной в форме абсолютного духа (бога). Будда учил о «не-я» (анатмане).
определяющая образ жизни, моральные принципы и религиозную практику буддиста. Восьмеричный путь — главное звено учения Будды Гаутамы, подобно тому как Нагорная проповедь — основа учения Христа.
Восьмеричный путь
Восьмеричный путь требует от человека правильного понимания, правильных намерений, правильных мыслей, правильной речи, правильных действий, правильного образа жизни, правильных усилий и правильной концентрации. Правильное понимание подразумевает осознание четырех благородных истин и безличности бытия. Правильные
Верующие регулярно посещают Дхамекх-ступу, религиозный центр города Сарнатха, где Будда когда-то произнес свою первую проповедь. Вознося молитвы, они движутся по часовой стрелке вокруг купольного сооружения.
намерения означают прежде всего отречение от мирских объектов и принципиальный отказ от всякого насилия. Правильная концентрация внимания -первейшая заповедь Будды. Она относится к практике медитации, но должна озарять всю жизнь буддистов, предполагая полный контроль над телом, чувствами и мышлением. Будда учил избегать крайностей. Одна крайность — это праздная жизнь, потакание своим желаниям, погоня за наслаждениями. Другая крайность — самоистязание, жизнь, исполненная страданий и жестких ограничений. Нужно следовать Срединным путем. Только он ведет к высшему знанию, прозрению, просветлению, умиротворению и нирване.
Нирвана — высшее блаженство
Буддисты верят, что человеческое недовольство обусловлено своекорыстным, бессмысленным желанием богатства и вечной жизни. Высшая цель жизни для истинного буддиста — освободиться от кармы, выйти из круговорота перевоплощений (сансары), который заключает человека в иллюзорном мире страдания. Такое состояние полного освобождения от страданий, или высшего блаженства, называется нирваной. Это жизнь совершенно свободного духа, особая форма внеличностного сверхбытия, когда отдельный индивид преодолевает все свои влечения, привязанности и страсти, являющиеся причинами страданий, и сливается с великим «Я» вселенной. Учение Будды указывает путь к нирване.
Устное предание
Учение Будды не было записано при его жизни. Вероятно, он проповедовал на языке магадхи. Его изречения (сутры) были облечены в поэтическую форму. Их характерный признак — частые и пространные повторения. Очевидно, это служило лучшему запоминанию сутр. Основатель буддизма заповедовал своим приверженцам донести его учение до всех страждущих. Таким образом, Сиддхартха Гаутама создал первую миссионерскую религию. Для ее успешного распространения решающее значение имело формирование особого словесного канона, который позволил передавать учение Будды из уст в уста как можно ближе к первоисточнику.
Хинаяна
Со временем внутри буддийского учения развились различные направления. Самые значительные — хинаяна («малая колесница») и махаяна («великая колесница»). Хинаяна, которую ее приверженцы называют тхеравада («учение старейшин»), воздерживается от каких-либо метафизических спекуляций. Она рассматривает мир и человеческие страдания как данность и учит, что избавление от них возможно только в монашеской жизни. Хинаяна стала религией избранных, ведь лишь немногие могут позволить себе отказ от мирских и семейных уз.
Стены ступы Сваямбунатх в Катманду, столице Непала, украшены символами буддизма. Благородный восьмеричный путь, которым должен пройти каждый верующий, уподоблен устремленному к небу колесу с восемью спицами — колесу духовного обновления. Золотые олени почитаются как символы мудрости, присущей великому Будде.
На пути к просветлению Будда медитировал под деревом бодхи. Благодаря посадке побегов это дерево удалось сохранить сквозь череду столетий. Миссионеры привезли один из священных отростков на Шри-Ланку. С тех пор на острове почитают как самого основателя великой религии, так и его «дерево просветления».
Фрагмент настенной росписи XIX в. показывает «великое странствие», в которое принц Сиддхартха, будущий Будда, отправился из своего родного города Капилавасту. Верхом на коне он скачет прочь от всех земных благ ради внутреннего просветления. Когда Сиддхартха обрел его, исполнилось предсказание мудреца Аситы, что принцу предначертано было стать великим духовным учителем.
Статуи Будды изваяны из различных, как правило, очень ценных материалов. Чаще всего их делали из слоновой кости или нефрита: слоновая кость ценилась за чистоту цвета, нефрит — за чистоту звука. Нефрит уже в 2000 г. до н. э. был самым популярным в Китае материалом для изготовления предметов культа.
Махаяна
Более популярная махаяна учит о многообразии возможных путей к спасению. Она исходит из того, что в каждом человеке присутствует «природа Будды», пусть даже большей частью неузнанная, поэтому любой может рано или поздно достичь просветления, нужно лишь осознать и осуществить то, что ведет к нирване. Для мистиков махаяны
мир явлений и человеческие страдания — всего лишь иллюзия. Реальна только трансцендентная, лишенная свойств, возникшая из самой себя первопричина всего сущего. Махаяна исполнена милосердия ко всем живым созданиям. Она основана на сострадании и всеобъемлющей любви. Эта благородная концепция воплощена в идеале бодхисаттвы («просветленного»).
Бодхисаттва — человек, который достиг просветления и тем не менее самоотверженно отказался от окончательного ухода в нирвану ради помощи другим. Он добровольно вернулся в круговорот перерождений, чтобы оставаться в сансаре до тех пор, пока не будут спасены все разумные существа. Поступки бодхисаттвы обусловлены «свойством милосердия», которое связано с высочайшим уровнем познания и мудрости. Таким образом, в махаяне первостепенное значение приобретает не столько личное избавление от страданий, сколько идеал милосердия, помощи другому во имя всеобщего спасения. Именно в форме махаяны буддизм распространился среди самых разных народов и стал мировой религией.
Дхарма
Сразу после угасания (паринирваны) Будды монахи собрались в Раджаг-рихе, где Ананда, любимый ученик Будды, слово в слово передал все наставления Учителя. Благодаря его исключительной памяти мир получил «Сутра питаку» («Корзину бесед»), ядро буддистской доктрины. На санскрите учение Будды называется «дхарма». Это понятие, одно из центральных в буддизме, употребляется в разных значениях. Дхарма — это великий порядок, космический закон, которому подчинен наш мир. Кроме того, это учение Будды, поскольку оно провозглашает истину космического закона и указывает путь к нирване. Дхарма — это проявление всего сущего, мир феноменов, в котором выражается космический закон. В дхарме верующий обретает спасение. Буддисты пытаются достичь дхармы и просветления с помощью медитации и духовной практики.
Эта скульптура изображает вхождение Будды в нирвану. На окраине деревушки Кусинара великого святого настигла физическая смерть. Легенда гласит, что Учитель отравился несвежим мясом.