Сегодня хочется поговорить про лучшие фильмы-экранизации романов.
Можно ли адекватно передать прелесть литературного произведения киноязыком? На эту тему было и есть немало споров. Фанаты книги, как правило, недовольны тем, что режиссер слишком вольно обошелся с буквой текста. Менее начитанные зрители зачастую не могут понять, чем вообще был интересен сценарий. Дело тем щепетильнее, если книга — общепризнанный шедевр.
История кино благополучно забыла множество экранизаций-провалов. Однако успешные адаптации отнюдь не на слуху (если не считать «Властелина колец», «Ночной дозор» и прочих). Специалисты «Фонотеки» отобрали пять самых удачных книжных визуализаций, основываясь на личном опыте и отзывах киноманов. Тексты, взятые режиссерами — мировая классика XX-XXI векв. В большинстве случаев писатель сам писал сценарий для фильма либо был соавтором.
Лучшие фильмы-экранизации романов
1. «Бойня номер пять»
(США, 1972, реж. Джордж Рой Хилл)
Книга: Курт Воннегут, «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1969)
Единственный фильм экранизация романа, на которую согласился Воннегут. Сюжет нелинеен: главный герой Билли Пилигрим в момент накала эмоций самопроизвольно хронотелепортируется, оказываясь то под бомбежкой Дрездена во Второй мировой, то в Кадиллаке, разъезжающему по негритянскому гетто, то и вовсе на далекй планете Тральфамадор. События в фильме описываются с точки зрения из четвертого измерения: по словам Билли, в какой-то момент он «отключился от времени», увидел свои рождение и смерть, и теперь все время передвигается между этими двумя точками.
Любопытно, что такое устройство сюжета повторяют три недавних (и тоже очень хороших) фильма: «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Фонтан» и «Господин Никто».
Победитель Каннского фестиваля 1972 года.
Цитата:«Я скажу тральфамадорианское приветствие: Привет. Пока. Привет. Пока. Навечно связаны, навечно объяты. Привет. Пока».
2. «Женщина в песках»
(Япония, 1964, реж. Хироси Тэсигихара)
Книга: Кобо Абэ, «Женщина в песках» (1962)
Картина вышла в американский прокат под слоганом «Haunting. Erotic. Unforgettable.» и имела однозначный успех: американские критики единодушно объявили ее классическим психологическим триллером, не заметив отчетливого кафкианского душка. Герой Ники, энтомолог-интроверт, тихо изучал инсектов японского побережья, пока не остался ночевать в хижине с одинокой женщиной на дне песочной ямы. На утро он обнаруживает, что лестницу наверх убрали. Ники оказывается в положении не муравьиного льва, а просто — муравья, потихоньку погружаясь в зыбучий песок самоотчуждения.
Экзистенциальная черно-белая классика с безупречным кадром, подходит для многократного просмотра. Первая часть трилогии о потере идентичности, снятой Хироси Тэсигахара по романам Кобо Абэ («Женщина в песках» — «Чуже лицо» — «Сожжённая карта»)
Две номинации на «Оскар», специальный приз Каннского жюри (1962)
Цитата: «Ты копаешь, чтобы спастись, или спасаешься, чтобы копать?»
3. «Свет вокрг»
(США, 2005, реж. Лив Шрайбер)
Книга: Джонатан Сафран Фойер, «Полная иллюминация» (2002).
Молодой бруклинец Фойер быстро вошел в высший писательский эшелон, взяв на перо непростые темы: Холокост («Полная иллюминация») и 11 сентября («Жутко громко и запредельно блико»), и написав на этой канве блестящие истории. Права на экранизацию «Жутко громко» купила компания «Уорнер Бразерс», «Иллюминацию» же отхватил новичок в режиссуре Лив Шрайбер (успешный голливудский актер: «Кейт и Лео», «Люди Икс», «Омен», «Крик»), — и е зря.
Получился теплый и трогательный фильм экранизация романа: первую половину зрители, как правило, смеются, вторую — плачут. Сюжет автобиографичен для Фоера: юный американец еврейского происхождения (Элайджа Вуд, единственный профессиональный актер в фильме едет в украинскую глубинку. Его цель — отыскать женщину, которая спасла его дедушку во времена Второй мировой. Следует отметить, что «Свет вокруг» (в другом варианте — «И всё осветилось») — весьма близкий и понятный русскому зрителю фильм. В разухабисто роли Алекса — Евгений Гудзь в трениках из Gogol Bordello, саундтреком звучит «Ленинград».
Награда Венецианского кинофестиваля 2005 года.
Цитата:
— Ты часто занимался сексом со своей девушкой в Америке?
— Не очень.
— Что значит — не очень?
— Ну, я не священник, но и не Джон Холмс (порноактер).
— О, я слышал про этого Джона Холмса. У него огромный член.
— Да.
— Каждый на Украине имеет такой.
— Даже женщины?
— Это ты пошутил, что ли?
— Ага.
Этот фильм понравится и тем, кто любит военные российские фильмы смотреть онлайн бесплатно и поклонникам одесского колорита и нестандартного юмора.
4. «Степной волк»
(США, Франция, Великобритания,Италия, Швейцария, 1974, реж. Фред Хайнс)
Кига: Герман Гессе, «Степной волк» (1927).
Бессмертная классика о внутренней борьбе мещанина со сверхчеловеком была экранизирована с помпой: в съемках принимал участие Сальвадор Дали, главную роль сыграл Макс фон Зюдов, а визуальный ряд обеспечивался новейшими на тот момент достижениями в анимации и спецэффектах. Сейчас они смотрятся комично, однако мощный лизергиновый дух картины становится от этого только актуальней.
Проект фильма экранизации романа изначально был спорным: Гессе крайне сложно экранизировать, впрочем режиссер Хайнс в свое время брался и за более зубодробительный материал — джойсовский»Улисс». Знатоки Гессе могут спорить, достоверно ли переданы магические строки нобелевского лауреата, но то, что сценарий очень близок к тексту — факт. Многим будет непросто воспринять абсурдистскую мутноватую атмосферу и медлительное развитие сюжета, однако эффектная концовка оправдает все ожидания. Бесспорно культовое, интеллектуальное кино.
Цитата: «Существует свет внутри. Нужно только выйти из собственной тени, чтобы увидеть его».
5. «Дом на краю света»
(США, 2004, реж. Майкл Мейер)
Книга: Майкл Каннигем, «Дом на краю света» (1990)
Мастеру-прозаику, пулитцеровскому лауреату Каннигему очень повезло с экранизацией его новеллы «Часы», которая получила все мыслимые награды. Может быть, поэтому последующий «Дом на краю света» остался в тени и провалился в прокате. Между тем, Колин Фаррел, лишь узнав о проекте, минуя всех агентов прорывался на пробы, чтобы получить главную роль.
фильм экранизация романа достаточно известен в нише гей-муви, однако это лишь одна из сюжетных линий, вообще это фильм о главных вещах в жизни каждого.В картине тщательно передан психологизм запутанных отношений героев — беспечной нью-йоркской молодежи эпохи до-СПИДа. Хорош и трогательный Бобби (Фаррел), убегающий от одиночества всеми способами, и рыжая оторва Клэр (Робин Райт-Пенн). Особо стоит отметить роскошный саундтрек с Джонни Кэшем.
Цитата:
— Что ты можешь сделать для меня?
— Что угодно.
— Обними меня. Просто обними.
— Окей.
— Сильнее. Не будь нежным, сожми меня крепче. Еще сильнее! Чтобы ребра трещали!