Русский сценический художник Бакст Лев Самуилович

Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Русский сценический художник Бакст Лев Самуилович

Нижинский в роли фавна в балете К.Дебюсси Послеполуденный отдых фавна. 1912

БАКСТ (наст. фам. Розенберг) Лев Самуилович (1866-1924), российский художник, график, сценический художник. Участник «Мира искусства». С 1909 проживал в основном в Париже. Как декоратор Русских сезонов стилизовал античные и восточные темы, творя изысканно-декоративное сказочное представление.

 

Русский сценический художник Бакст Лев Самуилович

Танцовщица из балета Жар-птица 1910

Жена Потифара. Легенда об Иосифе. 1914

 

Русский сценический художник Бакст Лев Самуилович

Автопортрет. 1893

Чтобы поступить вольнослушателем в Академию Художеств, Л. С. Баксту пришлось преодолеть сопротивление отца, мелкого коммерсанта. Проучился он четыре года (1883-87), но разочаровался в академической подготовке и покинул учебное заведение. Начал заниматься живописью самостоятельно, изучал технику акварели, зарабатывая на жизнь иллюстрированием детских книг и журналов.

В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним — сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения «Мир искусства» (1898).

Известность Баксту принесли его графические работы для журнала «Мир искусства». Он продолжал заниматься и станковым искусством — исполнил отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906).

Яростные споры критиков вызвала его картина «Ужин» (1902), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина «Древний ужас (Terror Antiquus)» (1906-08), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы.

Портрет Айседоры Дункан. 1908

Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой. 1909

Портрет Зинаиды Гиппиус. 1906

Русский сценический художник Бакст Лев Самуилович

Ужин. 1902

Русский сценический художник Бакст Лев Самуилович

Древний ужас. 1908

В годы первой русской революции Бакст сотрудничал в сатирическом журнале «Жупел», потом в журналах «Сатирикон», «Золотое руно», «Аполлон», успешно занимался книжной графикой и декоративным искусством (оформлял интерьеры, выставки). Но уже к концу 1900-х гг. ограничил себя работой в театре, изредка делая исключения для графических портретов близких ему людей, и вошел в историю именно как выдающийся театральный художник эпохи модерна.

Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму «Сердце маркизы». Затем был поставлен балет «Фея кукол» (1903), имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом «Лебеде» М. М. Фокина (1907). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях «Русских сезонов», а затем «Русского балета С. П. Дягилева». «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Видение розы» и «Нарцисс» (1911), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.

Русский сценический художник Бакст Лев Самуилович

Желтая султанша. По мотивам балета Шахерезада

Костюм Вацлава Нижинского в роли принца Искандера. Пери. 1922

Русский сценический художник Бакст Лев Самуилович

Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина Нарцисс 1911.

 

 

Русский сценический художник Бакст Лев Самуилович

 

Султанша. Шехерезада. 1910

Эскиз костюма Наставника принца к балету П.И.Чайковского Спящая принцесса 1922

Имя Бакста, ведущего художника «Русских сезонов», гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались интересные заказы и от других театров. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. Это было связано не только с необходимостью постоянно находиться при балетной труппе, но и с тем обстоятельством, что он, как еврей, не имевший так называемого права на жительство, не мог оставаться надолго в Петербурге. Правда, в 1914 г. он был избран членом АХ и получил такое право, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу. Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового. Смерть от отека легких настигла Бакста в пору его славы, правда начинающей увядать, но все еще блистательной.

источник

 

>>>  Вам понравился этот пост? Вы можете добавить в друзья блог Kayrosblog,

получать обновления по RSS или по электронной почте!  < <<


Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Оцените эту статью
( Пока оценок нет )
Kayrosblog.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.