Прекрасные витражи

Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Это цитата сообщения novaya_skazka Оригинальное сообщениеПрекрасные витражи

 

Витраж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. 

Изготавливается изделие из бесцветных стекол, цветных, либо с росписью по стеклу специальными красками, либо без них. Вариантов много, как и много техник работ по созданию витражей.

Зачем нужен витраж? Это прелестное украшение и художественное яркое решение для любого интерьера, это оригинальный заменитель стекла и одновременно возможность, не упускать солнечного света, оставаясь спрятанным от чужого внимания.

История витражей начинается глубоко в древности, и,как бы случайно. Но ее дальнейшее развитие показало, что эта оригинальная находка таит в себе бездну потенциальных открытий и применений. Сначала витражное искусство используется в церквях, храмах, дворцовых зданиях. Но позднее интерес к витражам проявляется и со стороны светского общества.

 

Изначально стекла вставлялись в проемы, затем появляются первые мозаичные картины. Вырезались куски цветного стекла, которые вставлялись в оправу из металла, а уже саму оправу водружали на место предполагаемого витража. Оправа представляла собой некий узор, как правило, это был геометрический орнамент или изображения растений. Для больших окон или проемов выбирались краски более темных и насыщенных окрасок, нежели для небольших оконцев.

Когда витраж стал популярен, начались эксперименты мастеров с красками, в процессе которых выяснилось, что стекла могут быть окрашены и интенсивнее. В период 9-10 веков нашли новый способ окрашивания стекол обжигом, что в свою очередь положило начало живописи по стеклу.

Прелесть витражей и мозаичных панно заключается не только в том, что это сделано из стекла, но и в том, что картина, созданная таким образом, никогда не изменить своих ярких красок и очертаний. А игра льющегося или затухающего света и бликов на такой картине всегда будут будоражить воображение.

Витраж возник в эпоху христианского храмового строительства. До этого древние римляне и греки выкладывали мозаики стен и полов из непрозрачного стекла. Основой христианского храма стал базилик – тип общественного здания, у храма были оконные проемы, этим он отличался от античного, их закрывали витражами.

Во второй половине пятнадцатого века придумали технологию создания прозрачного стекла в Венеции. С тех пор витраж стал полноправной частью интерьеров. На витражах изображались сцены из Библии, он стал олицетворять христианскую мифологию.

Важными ступенями в развитии искусства витража была цветовая палитра, и каждый новые цвет, оттенок и эксперимент, который удачно заканчивался, становился еще одним маленьким завоеванием мастеров витражей и мозаичистов. Все это происходило на фоне относительно небольших успехов в стекловарении, которое долго добивалось успехов и не дотягивало до намеченных целей.

Палитра, которой пользовались мастера еще с времен средневековья, поражала своим богатством и разнообразием. Шесть цветов, основных, и их оттенки: синий, желтый, красный, белый, зеленый и пурпурный. Кроме шести вышеназванных основных существовали и многие оттенки каждого из них. Самым популярным, любимым художниками цветом, был пурпурный. Чаще всего оттенки пурпурного использовались для передачи цвета тел на сюжетных рисунках – это пурпурный неяркий оттенок. Само стекло в его бесцветном состоянии содержало некоторый оттенок. Например, не слишком яркий, но заметный желтый оттенок, отдававший голубизной, «морской» оттенок, перламутровый и немного зеленоватый.

Витражи и история их развития очень тесно связаны со стилем готики, развитым в средние века во множестве стран. Готика преимущественно коснулась храмовой архитектуры и дворцовых построек. Готика – это строгие религиозные храмы со шпилями, уходящими стрелой в голубое небо, с вытянутыми и аскетичными формами. Затем получила распространение аристократическая и рыцарская готика. Именно в готическом стиле развилось искусство витражей: строгий стиль прекрасно гармонировал с яркими и светящимися на фоне песчаника витражными окнами, достигавших огромных размеров.

Усложнялась живопись по стеклу, развитие «колористики» для витражей давало прекрасные результаты и позволяло утоньшать и детализировать рисунки. Большие, а иногда просто огромнейшие, пространства окон позволили не использовать свинцовую арматуру. Ведущая роль отдается главному архитектору, который вместе с мастером витража или живописцем должен был согласовать до деталей сочетание стилей, чтобы вся композиция витража соответствовала и органично вписывалась в ансамбль. Это был один из лучших периодов «жизни» витражей.

 Чуть позже появляется момент соперничества между настенной живописью и живописью по стеклу. Некоторые наиболее выдающиеся работы великих мастеров-художников, выполненные на холстах, специально переносятся и дублируются на стеклах.

Живопись на стекле развилась из первых, совершенно произвольных сюжетных плоскостных рисунков и простых орнаментов до намного более сложных и усовершенствованных с помощью различных методов картин. В период расцвета этого искусства стали создавать не просто витражи, расписанные сюжетами, а целые циклы. Орнамент и сюжетная живопись пересекаются: орнаментальные узоры дополняют и продолжают сюжет. Рисунки максимально усложнились, проявилось богатство оттенков в передаваемых картинах. 

 

Еще одним видом существовавшего популярного применения витражного искусства была так называемая кабинетная живопись. Бедные люди не могли себе позволить в доме или в малюсеньком оконце ставить витраж, а вот аристократы – вполне. В кабинетах делалось бесцветное стекло, на фоне которого и вставлялся для украшения цветной витраж. Таким образом, украшалась обстановка и был сделан акцент в кабинетном интерьере. Эпоха Возрождения изменила отношение к витражам, они пережили всплеск в истории и отошли на второй план. 

Ренессанс принес с собой новые правила и образцы в архитектуре, одно из которых было увеличение света в храме, что означало сокращение популярности для искусства витражей и мозаик. Но это не означало конца или затухания мастерства.

Развитие в областях науки, в частности в химии позволили достичь новых высот в науке стекловарения и красящих веществ. Кроме того, общие для живописи достижения в качестве изображения человеческого тела и пропорциональных фигур дали необходимые знания и для живописцев по стеклу.

Итак, что же происходит с витражами в эпохе Ренессанса? Во-первых, новый шаг в стекловарении – создаются стекла большого размера, бесцветные стекла хорошего качества. Немного меняются приоритеты: собственно витражи и мозаики не так популярны, как расписанные стекла. Во-вторых, продолжает использоваться стиль гризайль. В-третьих, чтобы увеличить спектр возможных оттенков, художники начинают использовать эффект наложения цветных стекол. 

Художниками Возрождения создаются очень сложные мнокомпонентные изображения с выраженными объемностью и перспективой. Круглые медальоны, украшенные фигурными ансамблями, вставленных в витраж, отдают свое место пейзажам, изображающих архитектуру готики с балдахинами, прорисованными драпировками, ярко прописанными фигурами, исторические сюжеты на все полотно витража.

 

 

 

 


Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Оцените эту статью
( Пока оценок нет )
Kayrosblog.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.