Среда , 12 августа 2020
Главная / Искусство / Сатирикон — "Синьор Тодеро Хозяин"

Сатирикон — "Синьор Тодеро Хозяин"

«Я стар, но прожить могу еще долго!» — заявляет сеньор Тодеро — Райкин. И этому сеньору веришь безоговорочно. Хоть ему и сто лет, но он держит в повиновении весь , требует, чтобы все его величали хозяином, сам решает, за кого выдать замуж свою внучку Занетту. Вокруг этого замужества плетутся интриги, каждый ведет свою игру, но выигрывает, конечно, Тодеро. Только вот незадача — старика угораздило влюбиться в самый неподходящий момент.

Пьеса Гольдони — о старике, одержимом жаждой власти, не терпящем возражений, а в случае неповиновения норовящем звездануть своей палкой любого, превращена режиссером в трагикомедию. Режиссура Роберта Стуруа поднимает пьесу Гольдони над ее уровнем, но иногда попытка выжать из этого сюжета максимум глубины и мистицизма оказывается комичной.

Персонажи иногда похожи на кукольных фигурок из табакерки: открыли табакерку, они зашевелились, задвигались, вслушиваясь в то, что им подскажет музыка.

Несколько лет назад Райкин сыграл Грегора Замзу, человека, превратившегося в насекомое. Его новый герой еще меньше похож на человека, чем персонаж «Превращения». Он похож на ожившую корягу и злобного гнома одновременно. Произнося гневный монолог, на самой яростной ноте он засыпает. Стоя, храпит. Начинает смеяться, и от напряжения падает навзничь. Иногда не может шагу ступить без палки, иногда шныряет по сцене быстрее своего сына и внучки. То терпеть не может запаха цветов, оглушительно чихает, едва завидев бутоны, то восторженно «затягивается» букетом. Его левая рука живет самостоятельной жизнью: то пытается задушить «хозяина», то ласкает, то бабочкой или птицей садится ему на плечо. Эта противоречивость состояний и действий создает впечатление, что перед нами существо из другого мира, которое по капризу становится то слабым, то сильным, которое, и заснув, держит все под контролем, а бодрствуя, пребывает в каком-то своем измерении.

Бесспорно, это одна из лучших актерских работ нынешнего сезона.

Райкин играет бесноватого. Его игра дает намек и на другие, более опасные виды одержимости: в случае с Тодеро она приняла форму тиранства над своими домашними и дьявольского упрямства, а вообще-то бог знает какой она еще может быть. Иногда тень одержимости ложится и на других героев спектакля: сноха Тодеро Марколина, увидев пузырек с ядом, не может оторвать от него взгляда и шипит, что пора бы отправить на тот свет дедулю. Но его отправить на тот свет невозможно – кажется, он там уже побывал и вернулся невредимым.

Спектакль заканчивается смертью Тодеро, не предусмотренной Гольдони. Эта смерть вполне укладывается во внутреннюю логику спектакля, правда, несколько напоминает «бога из машины» классицистских пьес: ничто не предвещало хорошего конца, а тут вдруг старик влюбился да еще и, на радость домашним, скончался. Однако кажется, что смерть – одно из состояний этого существа и он еще вернется в свой дом.

Поделитья с друзьями в социальных сетях:


Пост опубликован: 13.04.2010

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также:

Организуем домашний театр для своих детей

Организуем домашний театр для своих детей

Вы решили устроить праздник для своего ребенка, и не знаете, что придумать оригинального? Почему бы ...

: 28.76MB | MySQL:297 | 0,443sec