Грибы в мифологии

Поделитья с друзьями в социальных сетях:

История использования грибов началась ещё во времена палеолита. Лишь немногие — даже антропологи — понимают, какое влияние имели грибы на эволюцию человечества. Грибы играли центральную роль в культурах Древней Греции, Индии и Месоамерике. Благодаря своей очаровывающей природе, грибы всегда вызывали глубокие эмоциональные отклики: от лести со стороны тех, кто понимал их, до страха со стороны тех, кто не понимал. Страх перед отравлением грибами существует в любой культуре, иногда достигая форм фобии. Термин «микофобия» определяет страх и отвращение людей и культур по отношению к грибам. Примерами таких культур являются английская и ирландская. В противоположность к микофобным, существуют и микофиличные культуры. Они находятся в Азии и Восточной Европе, к ним относятся польский, русский и итальянский народы. Они имеют богатый опыт использования грибов, более сотни названий для описания любимых ими видов грибов.

Свидетельством весьма значительной роли грибов в мифологии и – шире – в культуре следует считать возникновение особой науки этномикологии. Работы американского ученого Р.Г. Уоссона и его последователей позволяют выявить значение грибов во многих культурно-исторических традициях. В частности, нередко грибы выступают как классификатор, с помощью которого четко формируются такие оппозиции, как «профанический – сакральный», «женский – мужской», «вода – огонь» и т.д. Сохраняющиеся в низовой традиции колебания относительно принадлежности грибов к растительному или животному миру объясняют ряд мифологических мотивов, связанных с метаморфозами грибов (происхождение грибов из камня, превращение людей в грибы и т.п.). Ситуация характерного географического чередования микофобских и микофильских традиций обусловила крайне низкий уровень знаний о грибах в первом случае и тенденции к выработке специализированной тайной системы знаний о грибах во втором. Резкое различие в отношении к грибам в разных культурах (ср. греч. название грибов как «пищи богов» или ацтекское как «божьей плоти» и трактовку грибов как «хлеба дьявола» или «пищи мертвецов» среди микофобов) не только противопоставляет грибы как пищу «антипище», но и определяет два типа мифологических мотивировок ценности или вредности грибов.

Есть много любопытных теорий появления грибов: в некоторых культурах считалось, что грибы произошли из божьего плевка, что это испражнения богов или небесная моча, в других — испражнения радуги. В Таджикистане считается, что грибы — это упавшие на землю небесные вши, которые вытряхнула из халата “Великая мать”. У одного африканского племени есть теория, согласно которой земля и небо произошли из шляпки и ножки гриба. У кетов сохранилась следующая легенда: мужчины и женщины выросли из земли. Туда их посеял Бог Есей, раскидывая в землю правой рукой семена женщин, а левой — семена мужчин. Поначалу и мужнины и женщины жили отдельно, т.е. бабы жили в чумах, а мужики росли в лесу в виде фаллосов-грибов. Бабы ходили в этот лес и навещали фаллосы, когда у них на то возникало желание. Со временем одной бабе надоело ходить далеко в лес, и она просто вырвала этот грибо-фаллос и принесла в чум, после чего он превратился в полноценного мужика. После такого развития событий лесные фаллосы захирели и превратились в грибы, а мужики перебрались в чумы.

Старейшим археологическим доказательством использования грибов является тассилийское изображение, обнаруженное в пещере Тассили. Создано оно было приблизительно 3500 лет до р. Х. Намерение художника ясно. Танцующий шаман держит в руке волшебный гриб. Недавнее открытие эзотерического культа грибов у мексиканских индейцев позволило заново оценить ситуацию и обратить внимание также на другие традиции, в которых есть подобный культ (старокитайскую, палеоазиатскую и др.). Уже «Хроника» Бернардино де Саагуна (16 в.) сообщает об употреблении индейцами во время религиозных праздников волшебного гриба teonanacatl, вызывающего галлюцинации; еще раньше, на рубеже новой эры, в Месоамерике появилась скульптура с изображением мифического духа на ножке; несколько веков спустя возникают грибы-идолы, изваянные мастерами из племени майа – киче. В палеоазиатской мифологии широко распространены сюжеты о «мухоморных людях». В течение долгого времени существование мексиканских волшебных грибов оставалось загадкой. История их открытия заново представлена из первых рук в замечательном двухтомном труде по этномикологии «Грибы, Россия и История», его авторами, американскими исследователями Валентиной Павловной Уоссон и ее мужем Р. Гордоном Уоссоном, сыгравшим решающую роль в их открытии.

 (683x699, 281Kb)

 


Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Оцените эту статью
( Пока оценок нет )
Kayrosblog.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.