Китайский стиль шинуазри в интерьере (который при дословном переводе с французского можно неблагозвучно назвать «китайщиной») пришел в Европу в начале 17 века. Своим возникновением он обязан Ост-Индской компании, которая, помимо других своих заслуг, активно вывозила в Европу предметы искусства и интерьера из Китая. Расцвет этого стиля пришелся на 18 век, имевший слабость ко всему театральному, фантазийному и, возможно, даже излишнему на вкус современного ценителя.
История стиля шинуазри в интерьере
В некотором смысле стиль шинуазри в интерьере стал одной из форм рококо с его причудливыми формами и повышенным вниманием к деталям.
Таким образом, воспринимать это направление в интерьере как китайское не стоит – это, скорее, европейская фантазия на тему Поднебесной со свойственными фантазии преувеличениями.
Поскольку подлинные китайские вещи были в 17-18 веках невероятно дороги и позволить себе их приобретение могла лишь верхушка аристократии, европейские мастера быстро научились производить вещи в китайском стиле. Представление многих из них о Китае было достаточно туманным, а потому на лаковых ширмах, обоях и панно того времени в причудливом смешении соседствуют слоны, тигры и пальмы, а также девушки и юноши далеко не восточной наружности.
Изготовлением предметов интерьера в стиле шинуазри не гнушались даже такие известные мастера, как Томас Чиппендейл, создавший целую коллекцию мебели и зеркал, пользующуюся популярностью и по сей день. Особенно популярны стали кухни в китайском стиле за их минималистический стиль и утонченный дизайн.
Второй этап своего расцвета стиль шинуазри пережил в 20-30 годы 20 века, когда его мотивы широко использовались дизайнерами в росписи фарфора, причудливой форме плафонов и предметах, щедро украшенных золотым орнаментом.
Основные элементы стиля шинуазри
- Шелковые обои с ориентальным рисунком (изначально это были очень дорогие обои ручной работы с изображениями диковинных цветов, птиц, драконов и китайских пагод).
- Лаковые китайские ширмы (деревянные ширмы, расписанные сюжетами в черном, красном и золотом тонах).
- Тематические панно (изображения причудливых садов, отдыхающих в них китайских придворных и других сцен «из китайской жизни» выполнялись на тонкой бумаге или шелке и нередко дополнялись вышивкой).
- Фарфор (наибольшей популярностью пользовался фарфор с бело-синей кобальтовой росписью, но встречаются также разноцветные варианты и роспись «золотом» на белом фоне).
- Мебель с золочеными элементами и узорными спинками (первопроходцем в изготовлении такой мебели был именно Чиппендейл, в дальнейшем его разработки заимствовались другими мастерами).
- Небольшие статуэтки в форме животных, птиц, пагод (особенного внимания заслуживают парные фигурки собачек «фу»).
- Подушки и другой текстиль (текстильные изделия дополнялись вышивкой и «золотыми» элементами).
Как сочетать элементы шинуазри в современном интерьере?
При использовании шинуазри в интерьере современного дома главное — не перестараться. Отдельные элементы этого стиля выигрышно дополнят строгий классический интерьер и придадут ему восточный колорит, а вот обилие фарфора, пагод и золотых драконов может стать безвкусным.
Так, лаковую ширму удобно использовать для зонирования пространства гостиной или вместо спинки кровати в спальне; несколько удачно подобранных панно и статуэток добавят в интерьер «изюминку», а фарфоровые табуреты-бочонки с традиционной бело-синей росписью станут прекрасным украшением для сада.