Понедельник , 24 Апрель 2017
Главная / Фотографии / Свадьба / Советы по съемки свадеб от профессионала

Советы по съемки свадеб от профессионала

Советы по съемки свадеб от профессионала

В этой статье, Олег Волошин дает советы по съемки свадеб. Уверен, что она пригодиться не только новичкам в этом деле, но и профессионалы найдут здесь много полезного.

Подготавливаемся к съёмке

Одной из моих ошибок стало то, что свой первый «выход» я сделал без какой-либо подготовки.

Даже приобретя некоторый опыт, я всё равно перед съёмкой стараюсь просмотреть работы других фотографов. Это даёт возможность увидеть новые ракурсы и ситуации или дать мне хорошую идею для будущего кадра. В этом плане неплохим подспорьем являются свадебные журналы (например, журнал Wedding), сайт свадебных фотографов, каталоги свадебных агентств и фотостудий, осуществляющих свадебную съёмку. Да, совсем забыл про книги! На несколько лет моим учебником и настольной книгой по свадебной съёмке стала «Свадебная фотография» Джонатана Хилтона (Обнинск, изд-во «Титул», 1997).

За время свадьбы вы должны будете сделать несколько обязательных снимков, такие, как всевозможные портреты жениха и невесты, портреты с родителями, церемония в ЗАГСе, «горький» поцелуй молодых, торжественное разрезание свадебного торта, напутствия новоиспеченной семье, произносимые родными и друзьями и пр.

Автор проводит читателя через все этапы свадьбы (правда, только западной), и, что немаловажно, книга содержит большое количество иллюстраций с указанными параметрами съёмки.
Давайте для начала нарисуем «принципиальную схему» свадьбы. Каждая уникальна, поэтому какие-то этапы могут и отсутствовать, но мы договорились, что это — «принципиальная схема». Итак:

  • этап первый — подготовка к торжеству (сборы жениха и невесты);
  • этап второй — встреча жениха и невесты;
  • этап третий — церемония в ЗАГС;
  • этап четвертый — поездка в свадебной машине;
  • этап пятый — венчание;
  • этап шестой — свадебная прогулка/поездка к местной достопримечательности;
  • этап седьмой — банкет или застолье.

Какое оборудование берём на съёмку?

Свадьба — дело ответственное, поэтому берите с собой только то оборудование, которое вы очень хорошо знаете и в котором уверены. У вас нет права на ошибку!

Фото 1. В данном случае невесту освещали три источника света - рассеянный дневной свет от окна, свет ламп накаливания (люстры) и рассеянный свет вспышки. Кадр был сделан в тот момент, когда в комнату неожиданно кто-то вошёл и невеста обернулась посмотреть, кто там.
Фото 1. В данном случае невесту освещали три источника света — рассеянный дневной свет от окна, свет ламп накаливания (люстры) и рассеянный свет вспышки. Кадр был сделан в тот момент, когда в комнату неожиданно кто-то вошёл и невеста обернулась посмотреть, кто там.

Из оборудования рекомендую брать следующее:

  1. Две камеры (одна для подстраховки). Если у вас только одна цифровая камера, не поленитесь найти возможность одолжить у друзей вторую, желательно понимающую формат ваших карт памяти.
  2. Портретный (f= 60-100 мм) и широкоугольный (f=20-40 мм) объективы. Но не пугайтесь — в большинстве любительских цифровых камер стоят зум-объективы, возможностей съёмки которых вам должно хватить.
  3. Внешнюю вспышку с рассеивателем. Если её у вас нет, тогда вам придётся использовать большие чувствительные матрицы и имеющееся подручное освещение, так как в большинстве случаев встроенная вспышка кадры просто испортит.
  4. Минимум два комплекта батарей и зарядное устройство.
  5. Карты памяти. Чем больше (как объёмом, так и количеством) — тем лучше. И снова я напоминаю вам об ответственности, лежащей на ваших плечах — обязательно протестируйте их несколько раз перед съёмкой.
  6. Если есть возможность, возьмите штатив или монопод (лучше). С ними у вас появится чуть больше возможностей в случае постановочных портретов.
  7. Удобную сумку для всего вышеперечисленного. Не забывайте — вы на свадьбе! Поэтому ваш удобнейший фотожилет с десятком карманов остался висеть на вешалке в гардеробе, а пиджак с карманами, набитыми плёнкой и объективами, выглядит крайне не эстетично.

Если под рукой готового рассеивателя для вспышки не оказалось, его можно сделать самому. Для этого возьмите пенопластовый лоток (поддон), который в супермаркетах используется для фасовки различных продуктов, срежьте один из четырех бортиков, и внутренней стороной прикрепите лоток с помощью скотча к направленной в потолок вспышке. Качество рассеивания при этом получается очень хорошее.

Я настойчиво советую вам не использовать встроенную вспышку и при любой возможности использовать то освещение, которое есть. Работа с такой вспышкой создаёт массу проблем, основные из которых — это «убитые», плоские кадры, с жуткими тенями, красными глазами и прочими «прелестями». Используйте имеющееся освещение! Тем более что автоматика современных цифровых камер прекрасно справляется даже со сложными условиями смешанного освещения (Фото 1).

Свадьба начинается!

В редких случаях хорошо организованной свадьбы многие этапы проигрываются на репетиции. Но не стоит на это рассчитывать! Свадьба — это как спектакль с одной-единственной премьерой. Если вы начали свою подготовку к съёмке задолго до самой свадебной церемонии, у вас будет возможность немного скорректировать её ход в соответствии с собственным планом. Не бойтесь делать это! При правильно расставленных акцентах фотограф на свадьбе — второй человек после тамады. Фотограф не только может, но и в большинстве случаев должен указывать на то, кому, как и где находиться при съёмках.
И всегда помните, в свадебной суматохе вы как фотограф должны сохранять максимум спокойствия и терпения.

Суматоха сборов

Больше всего я люблю фотографировать именно в период сборов невесты (или жениха). Это суматошное время является для меня неисчерпаемым источником для съёмки всевозможных забавных сценок, главное — во всю пользоваться своими дружескими узами! Однако не переусердствуйте, ведь единственное правило, которое требуется соблюдать во время таких съёмок,- это не путаться под ногами.

Чтобы задний план при съемках не бросался в глаза, используйте как можно большую диафрагму объектива. Большинство современных камер для подобных съемок имеют специальный режим «приоритет диафрагмы».

В начале своей работы я не избежал наиболее распространённой ошибки — так увлекался объектом съёмки, что напрочь забывал о заднем плане.

В одних случаях он может быть очень выигрышным, а в других — портить и весьма удачную фотографию. Самые частые объекты, которые «не вовремя» попадают в кадр,- всевозможные игрушки, и записки, приколотые возле зеркала, и цветы, стоящие на подоконнике. А с готовой фотографии их в большинстве случаев уже невозможно удалить. Поэтому лучший способ избежать подобных досадных ошибок — внимательно просматривать весь будущий кадр до того, как нажмёте спуск.
При съёмках в помещении, чтобы избежать большого контраста, постарайтесь исключить попадание в кадр окон. Если же это невозможно, используйте заполняющую вспышку или рассеянное боковое освещение, для создания которого можно использовать большой лист чего-нибудь белого, например, ватмана. Разумеется, тут вам потребуется помощник (Фото 2-5).

Встреча жениха и невесты

И в наше время отдаётся дань прошлому с его старинными обрядами и традициями, согласно которому жених должен был выкупить невесту из семьи родителей. Это оформлено в виде игр, розыгрышей, загадок, небольших представлений, когда невесту изображает кто-то из её переодетых подружек. Подобное действо зачастую проходит на небольшой площади лестничных клеток и прихожих российских квартир, что крайне осложняет выбор удачного месторасположения фотографа. Я всегда опасаюсь, что кто-нибудь в самый неподходящий момент вдруг «вынырнет» прямо в кадр, загородив собой всё! К сожалению, этого нельзя избежать, приходится смиряться с суровой реальностью.

Во время этих игрищ старайтесь не стоять, как памятник самому себе, а перемещайтесь по всей территории в поисках разных ракурсов и моментов.

Хотелось бы ещё раз подчеркнуть всю важность вашего личного обаяния и умения войти в контакт с людьми. Не будьте замкнуты! Чем более непринуждёнными будете вы сами, тем более живыми будут фотографии.

Свадебный автомобиль

Красочно украшенный цветами и лентами свадебный кортеж со звенящими на ветру колокольчиками является непременным атрибутом торжества! И надо сказать, что он является прекрасным реквизитом для создания всевозможных групповых композиций. Но не стоит сосредоточивать всё своё внимание только на стандартных позах. Как источник трогательных и забавных кадров, я люблю фотографировать сам процесс посадки невесты в машину. Свадебное платье чаще всего совсем не предусмотрено для того, чтобы в нём садиться в машину, поэтому советую держать камеру наготове (Фото 6-8).

Если вам повезёт, то вас как друга могут пригласить проехаться в одной машине с молодожёнами. Несмотря на возможную тесноту, это шанс сделать массу интересных и забавных кадров. Чтобы избежать глубоких «нечитаемых» теней (из-за ярких окон), при фотографировании внутри автомобиля используйте режим заполняющей вспышки (хуже) или внешнюю вспышку с рассеивателем (лучше). Чтобы проработать и не пересветить фактуру белого платья невесты, экспозицию фотоаппарата лучше выставлять с недодержкой в одну ступень (-1 EV) (Фото 9-11).

ЗАГС

Церемония бракосочетания в ЗАГСе — неотъемлемая и весьма красивая часть свадебного торжества. Но хотим мы того или нет, в ЗАГСе находится множество пар, что создаёт некоторую толчею. Кроме этого обычно в здании ЗАГСа используются лампы дневного света, которые обладают одной крайне неприятной для фотографа особенностью — они «зеленят» снимки. Но, хвала прогрессу, современные цифровые камеры имеют соответствующие предустановки баланса белого. Если же вы собираетесь использовать вспышку, имейте в виду, что можете получить слишком тёмный задний план.

Да, разумеется, нельзя забывать о заднем плане! Я всегда стараюсь найти свободный уголок или стену, где нет большого скопления народа, и, используя интерьер ЗАГСа, делаю несколько снимков молодых и их родителей. Остальные кадры я берегу для собственно церемонии и съемок на улице (Фото 12-13).

Для выбора наиболее удачного ракурса, вам необходимо попасть в зал бракосочетания до того момента, как туда войдут жених и невеста. О такой возможности вам придётся договариваться с работником ЗАГСа, и это никогда не вызывает проблем. Правда, существует негласное правило, подразумевающее, что вы не будете мешать фотографу и видеооператору ЗАГСа. Вам может показаться, что у него будут самые удачные места для съёмки, но на самом деле здесь есть один очень большой подводный камень, я бы сказал, даже булыжник. Не хочу обижать коллег по цеху, но работа фотографа в ЗАГСе — это конвейер. Снимая в день по 30-40 пар, фотографу жизненно необходимо придерживаться стандартных схем и штампов, иначе можно выбиться из ритма.

В моей практике, даже когда я фотографирую самые торжественные (и при этом самые стандартные) моменты — запись в книге актов гражданского состояния, обмен кольцами, первый поцелуй молодожёнов, поздравления родственников и друзей, фотографии чаще всего получаются более живыми, чем аналогичные загсовские (Фото14).

Фото 14. Правильная, выстроенная фотография, но... она как две капли воды похожа на сотни других таких же фотографий, «обитающих» в разных свадебных альбомах жениха и невесты!
Фото 14. Правильная, выстроенная фотография, но… она как две капли воды похожа на сотни других таких же фотографий, «обитающих» в разных свадебных альбомах жениха и невесты!

Но, повторюсь, не слишком увлекайтесь этими штампами. Лучше обратить своё внимание на эмоциональное состояние друзей и родителей молодожёнов и сделать несколько крупноплановых портретов, не забывая при этом и про общий план.

Венчание

В зависимости от веры, которой придерживаются ваши друзья, обряд венчания может проходить в совершенно разной обстановке, поэтому не поленитесь, проведите «разведку боем» — съездите в церковь и оцените условия освещения. Ведь красота и величественность внутреннего убранства церкви придаёт свадебным фотографиям особую торжественность. Но «просто так» в церкви нельзя фотографировать. В православной церкви нужно в обязательном порядке договориться с батюшкой. Обычно у него одно основное требование — фотограф не может стоять ближе к алтарю, чем он сам. То есть в подавляющем большинстве случаев вы будете находиться позади молодых. Это, конечно, не самый выигрышный ракурс, но тут спорить не с кем — правила есть правила. Кроме того, во время съёмок венчания у вас будет существенно ограничена свобода перемещения. Поэтому, чтобы иметь возможность снимать разноплановые портреты, используйте зум-объектив. И помните, что вспышку использовать нельзя!

Избегайте делать большие групповые портреты на матрицу меньше 5 мегапикселов. В противном случае вы рискуете получить «нечитаемые», мелкие и невыразительные фигурки вместо людей

Будьте всегда начеку и старайтесь не оставлять молодых надолго без внимания -могут начать без вас! Как иллюстрация этого — случай из моей практики.

Мы (молодые, их свидетели и я) приехали в церковь раньше всей остальной компании. Пока была возможность, я «мучил» жениха с невестой — делал постановочные снимки. Память на картах кончилась, и мне потребовалось перебросить все отснятые кадры в ноутбук. По несчастью, батареи в нём сели, и мне пришлось искать электричество. Батюшка оказался понимающим и проводил меня в свой рабочий кабинет, который находился в соседнем здании.

Процесс копирования по техническим причинам оказался долгим (минут 15). Ближе к его концу я начал чувствовать, что надо бы идти в церковь. Это мне показалось странным, так как церемония должна была начаться только по приезду всех остальных гостей, которых всё ещё не было. Но я всё-таки послушался внутреннего голоса, собрал вещи и пошёл. Войдя в церковь, я был очень удивлён — венчание шло полным ходом! Мне повезло, я опоздал самую малость, и всё успел отснять. Как потом выяснилось, батюшка просто пораньше начал, чтобы поскорее закончить свою работу (Фото 15-18 и в заголовке статьи).

Свадебная прогулка

В родном нашем отечестве после церемонии в ЗАГСе традиционной является поездка к особо почитаемым памятным местам, своим в каждом городе. Чаще всего это полу- или часовая прогулка с неизменным шампанским и шоколадными конфетами.
И иногда это единственная возможность для создания постановочных кадров. (Фото 19-22) Вот тут-то и могут пригодиться идеи, подсмотренные у других авторов! Вы же не забыли пролистать перед съёмкой пару-тройку журналов о свадьбе?

Солнце — самый главный враг фотографа, снимающего на улице. Идеальный вариант для съёмки — лёгкая облачность, когда нет прямых солнечных лучей. Если же вам не повезло и на небе ни облачка, не отчаивайтесь! Скорее всего, вокруг полно теней от деревьев и всевозможных строений. Если же вдруг оказалось, что почитаемое место, куда приехали молодые, находится в чистом поле, то всё, что вам остаётся, это использовать заполняющую вспышку.

Лучший групповой портрет на свадьбах — это тот, на котором вам удалось воссоздать атмосферу праздника и неформальной обстановки. Поэтому будьте милосердны и не ставьте фотографируемых лицом к солнцу! После подобной «экзекуции» вы вряд ли сможете получить на фотографии непринуждённые и расслабленные лица.

Да, кстати, организуя групповой портрет, старайтесь работать как можно быстрее, и обязательно делайте несколько дублей, так как не исключено, что кто-нибудь из гостей отвернётся или моргнёт во время съёмок.

Банкет

В нашей стране принято, чтобы столы ломились от еды, а гости почти всё время проводили за столом. Но традиции Запада потихоньку проникают к нам, и иногда привычного нам застолья нет, а есть так называемый «шведский стол».
И если в первом случае гости, так сказать, фиксированы в пространстве, то во втором — они всё время мигрируют с места на место, периодически стихийно самоорганизуясь в различные небольшие «тусовочки».

И как следствие этого — жених с невестой так же всё время перемещаются от одной группы к другой.

Несмотря на разные варианты застолья, остаются несколько нерушимых, обязательных церемоний — разрезание свадебного торта молодожёнами, торжественные речи родственников и «горькие» поцелуи.

В такие моменты вам нужно быть наготове и с фотоаппаратом следить за происходящим, потому что мимолётные выражения лиц выступающих и слушателей могут стать сюжетом выразительной фотографии. В случае застолья подобная работа фотографа сильно упрощена — нужно найти удачный ракурс и следить за тем, чтобы никто не жевал в тот момент, когда нажимается спуск. А вот когда гости всё время перемещаются, то приходится изрядно побегать, чтобы «выловить» интересные кадры.

Ни в коем случае не оставляйте на банкете свою технику без присмотра! Как это ни печально, но люди бывают разные — аппаратуру могут и «увести», и повредить излишне развеселившиеся гости.

Разумеется, тут есть свои сложности. Во-первых, как и любая в помещении, вам неизвестном, банкетов может осложняться присутствующим освещением. Но, в отличие от съёмок в церкви, вам никто не запрещает использовать вспышку с рассеивателем и перемещаться по всему залу, подыскивая наиболее удачные места и ракурсы непосредственно во время банкета (Фото 23-26). Во-вторых, старайтесь не делать больших (крупноплановых) портретов во время еды, так как в процессе приёма пищи выражение лица человека редко является эстетичным. Однако не следует и увлекаться слишком общими съемками застолья, так как мало кто сможет разглядеть себя на подобных кадрах.

Танцы всегда были и всегда будут одним из весьма долгожданных моментов свадьбы.

Такую возможность отдохнуть, расслабиться и повеселиться никто не упустит. Первыми почти всегда танцуют молодожёны. Чтобы не упустить такой ценный кадр, я всегда стараюсь заранее узнать, когда должны начаться танцы. Редко, когда танцуют только молодожёны, а остальные стоят «в круг».

Чаще начинают танцевать все сразу. И в этой круговерти даже при ярком дневном свете большинство кадров выходит безнадёжно испорченными -то полголовы в кадре, то чья-то рука… Лучше всего найти некоторое возвышение, сделать несколько общих кадров этого веселья.

На некоторых свадьбах банкет могут устроить не в каком-либо здании, а, например, на яхте. Фотографировать в таких условиях — сущий кошмар! Очень маленькое пространство и отовсюду торчащие канаты и мачты всё время заставляют быть начеку, чтобы в случае крупнопланового портрета из головы «не рос» какой-нибудь посторонний предмет. Если же, в довершение ко всему, день выдался солнечным, то можно смело оставлять затею сделать высокохудожественные работы — полосатые тени на лице и зажмуренные глаза на подавляющем большинстве кадров сильно портят общее впечатление.

2005 © Олег Волошин, фото автора
(«Цифровое фото», N9’2005)

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также

Организация свадьбы по новому - это веяние времени

Организация свадьбы по новому — это веяние времени

Организация свадьбы по новому — это веяние времени. Уже стал довольно банальным стандартный сценарий проведения ...

: 64.3MB | MySQL:183 | 1,818sec