Арт-перформанс как современное направление искусства

Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Арт-перформанс как современное направление искусства

Арт-перформанс, как современное направление искусства, воспринимается с трудом. Во всяком случае, до тех пор, пока оно новое. Сейчас уже почти забылось, как яростно критиковали, как издевательски высмеивали картины импрессионистов. То же самое было с кубизмом, сюрреализмом… Можно даже не перечислять! Каждая крупная новация в искусстве встречалась презрительными насмешками и возгласами: «Разве это искусство?!». Так было раньше, так и сейчас воспринимается широкими массами перформанс.


Во второй половине 20 века возникло множество художественных течений и арт-практик, я не буду сейчас подробно о них говорить, скажу лишь о том, что, на мой взгляд, их объединяет.
Их объединяет принципиально новое отношение к пространству (я говорю сейчас о визуальном искусстве). Если раньше человек был нацелен на восприятие отдельного произведения в нейтральном пространстве, то теперь сама среда, в которой находится произведение, перестаёт быть нейтральной. Пространство, в котором размещается произведение лэнд-арта, или в котором осуществляются инсталляция и перформанс, или проходят акции — активно. Это пространство предполагает совершенно новый эстетический опыт, принципиально иной, непохожий на опыт восприятия, скажем, станковой живописи. Этот опыт тяготеет к древним мистериям, в которые были включены огромные массы людей. Только в данном случае мы можем говорить о профанной, лишенной сакрального содержания, стороне этих мистерий. Здесь действуют иные силы: природные объекты, люди, города — включенные в художественную акцию, начинают по-новому восприниматься и участниками этих акций, и зрителями.
Более того, само понятие «зритель» становится очень условным. Грани между искусством и не-искусством становятся прозрачными. И каждый человек, вольно или невольно, превращается в участника этого действа.

Искусство провокативно. Оно провоцирует мысль.

Когда рядовой парижанин привычным шагом выходит на улицу, поглощенный своими мыслями, кидает привычный взгляд на Новый мост и… Видит то, что заставляет его совершенно иными глазами взглянуть и на Понт Неф, и на Париж, и на архитектуру и искусство вообще…
Искусство перформанса болгарского художника Христо Явашева (р. 1935) с полным правом можно отнести к «энвайронменту», т.е. его произведения представляют собой организованное им (художником и коллективом инженеров, техников итд.) целостное, активное, неутилитарное арт-пространство.

 (699x551, 49Kb)

Христо и Жан-Клод «Обернутый Понт Неф» (Париж, 1985)

Обернутый Новый мост как будто исчез, и в то же время стал явным, как никогда. Невозможно не остановиться, хотя бы на несколько мгновений, увидев это. Может быть, вот эта «остановка» нашего спешащего парижанина — и есть тот эффект, которого добивался Христо?.. Нередко встреча с искусством и начинается с удивления.

 (699x540, 33Kb)

 (640x503, 50Kb)

А это — «Обернутый Рейхстаг» (Берлин, 1995)

 (591x477, 77Kb)

Очень интересное, на мой взгляд, направление в современном искусстве — ленд-арт: материалом здесь служат природные объекты в сочетании с минимальным количеством искусственных элементов. Художники перформанса Христо и его жена и соавтор Жан-Клод создали ряд арт-объектов такого рода (с 1958 года Христо жил во Франции, а с 1964 — живет в США). Один из самых интересных — «Окруженные острова» — во Флориде. В Бискайском заливе Христо «обернул» 11 маленьких островков сверкающей тканью розового цвета общей площадью 6 млн. кв. футов. Это произведение Христо посвятил Клоду Моне.

 (700x525, 38Kb)

Христо и Жан-Клод «Окруженные острова» (Флорида, 1983)

 (396x576, 33Kb)

 (576x380, 31Kb)

Американский художник Вальтер де Мария (р. 1935) также много работал в этом направлении (ленд-арт). Одно из его самых интересных произведений — «Светящееся поле». На пространстве в 1 миля на 1 км он вбил в землю 400 стальных стержней (16 рядов по 25 штырей в каждом, диаметром 2 дюйма и средней высоты около 7 м) таким образом, что верхние концы штырей находились в идеальной горизонтальной плоскости независимо от изменений рельефа местности. Если смотреть на это поле издали на рассвете и на закате, то стержни почти незаметны, но зато хорошо видно отраженное ими сияние. Особый эффект возникает на «Светящемся поле» во время грозы.

 (699x565, 19Kb)

Вальтер де Мария «Светящееся поле» (Нью-Мексико, 1977)

 (560x375, 26Kb)

Художник, работающий в этом направлении, превращает природную среду в активное художественное пространство. Нередко художники — «ленд-артисты» связывают свое творчество с идеей охраны природы и окружающей среды. Думаю, очевидно, что эта цель не является основной: любая утилитарная цель по определению не может быть целью искусства, о чем говорит вся история перформанса. Однако сами эти проекты несут в себе целый спектр смыслов, одним из которых может быть и призыв к сохранению исчезающего мира — неважно — мира природы или мира культуры.

Важной частью подобных арт-проектов является их фиксация. И вот тут-то возникает масса недоразумений и непонимания. Многие считают, что именно фотографии, запечатлевшие эти арт-объекты, и являются произведением искусства. Это одна из самых распространенных ошибок. Да, эти произведения часто почти недоступны для восприятия (создаются в мало освоенных человеком местах — пустынных, горах итд.), или локализованы во времени, как акция, хэппенинг или театральный перформанс, — поэтому документация (фото- и видеосъемка) становится очень важной частью существования этих произведений. Но ни в коем случае нельзя смешивать фото- и видеоматериалы, фиксирующие данные произведения, с ними самими.
Не знаю, насколько это удачный пример, но по-моему, это всё равно что назвать видеозапись спектакля произведением искусства. Ясно, что произведением искусства является сам спектакль, его действо, акустика, непосредственная связь со зрителем итд. А запись этого спектакля, к тому же, может быть отвратительного качества. Но тем не менее даже плохая по качеству запись даст нам представление о произведении искусства (спектакле). Примерно то же самое и здесь. Мы не можем испытать в полной мере все чувства, как если бы мы были непосредственными участниками и были включены в эстетическое пространство произведения. Но составить представление о нем мы можем.

И как следствие этой распространенной ошибки — типичное восприятие творчества американского художника Спенсера Туника (р. 1967). Его часто ошибочно называют «фотографом» (а он и вправду начинал как обычный фотограф), хотя это, безусловно, художник, работающий в эстетике энвайронмента.
Он хорошо известен тем, что создал голый перформанс. Его основной прием — множество обнаженных тел, помещенных в определенную среду — природную или культурную.

 (698x388, 80Kb)

Любопытно, что подавляющее большинство людей, участвующих в его акциях — не являются нудистами. Эти люди рассказывали потом об удивительном ощущении свободы и праздника, которое они испытывали во время этих акций.

 (700x550, 101Kb)

Как уютно и спокойно сидеть в зале академического театра…

Как привычно и легко воспринимается картина Рубенса «Венера и Адонис», висящая в золоченой раме в пустом и строгом зале музея …

 (699x505, 56Kb)

Как он посмел?! …Искусство провокативно. Если оно заставило остановиться и задуматься — это уже неплохо.
если же вы более склонны к классическому искусству, то заходите на сайт http://devabilet.ru/meropriyatiya/detyam и покупайте билеты на спектакли.


Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Оцените эту статью
( Пока оценок нет )
Kayrosblog.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.