«Моя любовь»
2006г. 26 мин 35 сек (Россия)
Производство: «Первый канал», «Даго-фильм студия», «Дэнцу Тэк»
Режиссер и художник-постановщик Александр Петров
Автор сценария: Александр Петров при участии Михаила Тумели и Татьяны Павлович
Продюсеры: Константин Эрнст, Дмитрий Юрков, Кейичи Миура, Такаши Йоршимура
Оператор: Сергей Решетников
Графическая анимация: Дмитрий Петров, Изольда Солодова, Михаил Тумеля
Живописная анимация: Дмитрий Петров, Юлия Кузнецова, Елена Петрова, Светлана Шухаева, Елена Писаренко, Татьяна Мурысова
Монтаж Анна Брюнчугина
Звукорежиссер Виктор Дурицын
В фильме использована музыка Нормана Роже
Роли озвучивали: Александр Паламишев, Александра Живова, Евгения Крюкова, Сергей Гармаш, Нина Русланова, Александр Олешко, Олег Щербенин, Юлия Артемова
«Моя любовь» — фильм, созданный по мотивам романа Ивана Шмелева «История любовная».
Александр Петров работал над мультфильмом три года – это его самый длинный фильм.
«Моя любовь» — это история взаимоотношений молодого человека с женщинами. Выбор именно этого романа для своей мультипликационной экранизации художник объясняет просто: «Я влюбился в этот роман. Я влюбился в язык Шмелева».
На этом фильме впервые были опробованы современные анимационные технологии. Если раньше фрагменты фильма снимали на кинопленку, то сейчас применили компьютерный монтаж. Его преимущества состоят в том, что снижается риск потери качества и есть возможность контролировать процесс создания мультфильма еще на стадии производства. Источник
Лето любовное
Лауреат «Оскара» Александр Петров нарисовал роман Ивана Шмелева
Александр Петров вернулся в родной Ярославль и здесь сделал свой оскароносный фильм. Фото: «РГ»
Признанный мастер анимации, обладатель «Оскара» за фильм «Старик и море», Александр Петров завершил в ярославской мастерской свою пятую авторскую картину «Моя любовь» — плод более чем трехлетнего напряженного труда. Мы беседуем с художником-режиссером в его студии в Ярославле.
«Старик» и юношеская любовь
Российская газета | О чем этот фильм?
Александр Петров | Он по роману Ивана Шмелева «История любовная». Я трижды делал раскадровку фильма и комментарий к ней, прежде чем обращаться за сценарием к профессиональным драматургам. А тут — зацепило что-то. После «Старика…» я взял большую паузу — уж очень много энергии забирает каждый фильм. О следующей картине думал, что это будет что-то легкое, сказка какая-нибудь народная. Но попало в руки собрание сочинений Шмелева, которого прежде я знал довольно поверхностно. Вчитался в этот роман и понял: вот же оно, российское, родное. И — мое. Речь там идет о первой пробуждающейся любви — детской, наивной. И решительной, и глупой. Со всеми метаниями романтической души. Не то, чтобы я сам такое пережил когда-то, но все это чувствовал.
РГ | Но Шмелев — писатель другой эпохи, мастер тургеневских ситуаций, неспешных наблюдений…
Это история об ответственности перед любимой и перед самой любовью
Петров | Роман написан таким легким языком и так непосредственны переживания героев… Шмелев издавал его, живя за границей, частями, и читатели приходили в издательство и требовали поскорее печатать продолжение. Там сразу несколько любовных линий — они то пересекаются, то идут параллельно.
РГ | И все это вы надеялись передать языком анимации?
Петров | Решил, что да. Вытащил одну линию, вторую. И получилось, что все основные так или иначе обозначены, завязаны и закончены. И мне кажется — получилось. Даже, по-моему, сохранился довольно тонкий шмелевский юмор. Хотя я сам не шутник. Юмор понимаю, но не генерирую. Поэтому история больше получилась лирическая, поэтическая — немножко драмы и немножко трагедии. Герой проходит свой путь очищения, осознания любви к жизни, и не просто чувственной любви, но того, как он говорит, «нектара, который на небесах пить». Это история об ответственности перед любимой и перед самой любовью.
РГ | Это серьезно…
Петров | А я человек серьезный. Я не знаю, получилось это в фильме или нет, но иначе вообще не стоило бы его снимать. Мне важен не просто сюжет, надо зацепить зрителя, завязать интригу, которая держала бы его внимание и после того, как закончатся титры. У канадского аниматора, моего большого друга Фридерика Бака, с которым мы общались, когда я жил в Монреале, сюжеты на первый взгляд просты, но за ними такой пласт культуры, такой слой пережитого. Он очень убедительный пример для меня. Он не судья этого мира, но анализирует его.
РГ | Избранный вами метод живописания на стекле — у нас кто-нибудь еще так работает?
Петров | Не знаю. Сам я пришел к этому интуитивно. Пробовал разные техники. Делал фильмы рисованные и перекладку, экспериментировал, только куклами не занимался. Первой серьезной работой стала «Корова» — мой дипломный проект на Высших режиссерских курсах. Понял, что моя манера — живописная. А когда вышел на роспись пальцами по стеклу, стало получаться то, что казалось нереализуемым. И мне уже больше не надо было ничего изобретать. Я не теоретизировал — просто делал как пел.
РГ | Ваша работа по-прежнему, как вы говорите, «рукодельная»?
Петров | В основном да, но на этом фильме мы попробовали современные технологии. Раньше снимали на кинопленку — сейчас применили компьютеры. Основное преимущество — снижается риск потерять неделю, а то и две напряженной работы. В анимации с давних пор проводятся комбинированные съемки, но все это вслепую, наугад, никогда не знаешь наверняка, что получишь в окончательном варианте. Компьютерный монтаж не намного, но упрощает работу, дает дополнительную уверенность — все под контролем. Хотя некоторые аниматоры предпочитают и сегодня работать с кинопленкой, считая, что компьютеры снижают качество изображения.
Один — не воин
РГ | С чего вы начинали в Ярославле? Ведь здесь вы впервые стали самостоятельны? Именно это заставило вас оставить налаженный быт, квартиру и работу в Екатеринбурге?
Петров | Мне хотелось вернуться в родной Ярославль, где я заканчивал художественное училище. Приехали с семьей в 1992 году, что называется, «на ровное место». Ни жилья, ни работы. Брался за иллюстрирование книг, снимал рекламу. И мечтал об одном — оборудовать собственную студию. В конце концов меня приютила находившаяся в этом помещении народная киностудия «Чайка», ее руководитель Михаил Тропин выделил небольшую комнату. И начались поиски оборудования: здесь приобрел монтажный стол, там — мультстанок. А потом в Москве купил подержанную кинокамеру. И только года через три мы смогли все привести в рабочее состояние. А уж после «Оскара» на нас обратили внимание и областные, и городские власти — помогли с помещением для мастерской, более трехсот квадратных метров почти в центре города. Выделили и средства на ремонт.
РГ | У вас уже есть своя школа, последователи?
Петров | Когда создавали студию, у меня была мечта собрать художников, интересующихся анимацией, научить их этому делу. Фильм «Моя любовь» я начал, как обычно, снимать вдвоем с оператором. Но вскоре появилась команда — молодые живописцы, графики. За полтора года освоились и стали грамотно работать. Стараются делать практически то же, что и я. Во время съемок к нам присоединились и мои давние друзья: из Екатеринбурга — оператор Сергей Решетников (мы с ним делали два предыдущих фильма), аниматоры Изольда Солодова и Петр Закревский, из Белоруссии — мой бывший однокурсник, известный режиссер и большая умница Михаил Тумиля.
РГ | Фильм завершен. Что с ним будет дальше?
Петров | Его дебют состоится недели через две на международном анимационном фестивале в Хиросиме. Японцы — наши сопродюсеры (основные средства — Федерального агентства по культуре и кинематографии). Они обеспечили себе права на показ картины в Японии. Там знают мои работы и тепло их принимают.
РГ | А когда «Мою любовь» увидят наши зрители?
Петров | Это зависит еще от одного нашего сопродюсера — Первого канала. Обещают премьеру где-то в сентябре.
РГ | Помнится, при создании «Старика и моря» вы тепло отзывались о своих главных помощниках — членах вашей семьи. А на этот раз как?
Петров | Скажу то же самое. Сын Дмитрий заканчивает Петербургский институт имени Репина, но выкраивал неделю-две, приезжал помочь. Мы даже попытались оборудовать у него на квартире филиал, но выяснилось, что там так не работается, как в команде.
РГ | А супруга Наталья Николаевна тоже принимала участие?
Петров | Она по сути является директором съемочной группы. Лучше Наташи мне менеджера не найти. Потому что это самый заинтересованный в моих делах человек и самый преданный. Во многом благодаря ей наша команда существует. Она умеет все организовать, предусмотреть, опекает молодежь — все хозяйство на ней.
РГ | А что после фильма? Опять возьмете паузу?
Петров | Я планировал сделать себе каникулы — работа высасывает огромное количество энергии. Иногда силы так истощены, что пропадает желание вообще что-то делать… Да, хочу взять паузу на несколько месяцев. Хотя новые темы, конечно, есть, но они тоже серьезны и к ним надо подходить в полной готовности.
Пациент скорее жив…
РГ | Как вы полагаете, анимация у нас возродится?
Петров | Я считаю, она и не погибала. Люди работали, фильмы снимались. К примеру, есть ежегодный анимационный фестиваль «Крок», проводится на борту теплохода. Плавал он и по Днепру, и по Волге, нынче вот — по Каме, до Перми. Там и смотрят, и обсуждают новые фильмы аниматоров — российские и зарубежные. И ясно, что это искусство, как и все вокруг, приспосабливается к новым условиям. Да, появляются новые подходы, внедряются западные стандарты и сериалы не всегда хорошего вкуса, дешевые поделки часто вытесняют искусство. Но авторское кино никуда не исчезало. Жаль только, что зрители, особенно дети, часто не умея отличить искусство от подделки, каких много на телеэкранах, в конце концов могут решить, что так и надо. Телепродюсерам проще и дешевле купить готовый продукт, чем вкладывать деньги в работы российских художников. Но катастрофы в этом не вижу: анимация будет развиваться и искать свои пути. Вон в Ярославле есть детское творческое объединение «Перспектива». Завоевали уже столько призов, и работают так быстро и увлеченно, что порой завидовать впору. Вот кто-то из них и скажет свое слово.
Личное дело:
Александр Петров — первый из российских аниматоров получил премию «Оскар» за фильм по Эрнесту Хемингуэю «Старик и море». Три предыдущих фильма — «Корова», «Русалка», «Сон смешного человека» получили множество призов на различных фестивалях. Уникальность метода Петрова в том, что свои картины он создает на стекле пальцами («именно это — главный инструмент, остальное так, для макияжа»). Он лауреат Государственной премии России в 1990 и 1995 годах, член Союза кинематографистов России, член Международной ассоциации аниматоров (АСИФА), член Американской киноакадемии. Родился в 1957 году в селе Пречистое Ярославской области. Окончил Ярославское художественное училище и художественный факультет ВГИКа, позже — Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве. В анимации с 1981 года. Живет и работает в Ярославле, где создал студию «Мастерская Александра Петрова».