Литература и кинематограф второй половины 20 века пестрят сюжетами о захвате человечества машинами, о внедрении искусственного интеллекта в нашу жизнь и войнах за выживание. Прошло не так много времени с тем самых пор, и сегодня можно с уверенностью, что будущее наступило. Человек сражается с компьютером, только не за выживание, а за звание сильнейшего шахматиста в мире. Ажиотаж, с которым состоялась победа Deep Blue в 1997 году, сложно передать словами. Любопытно, что напряжение и давление, которое испытывали и гроссмейстер, и зрители, со временем не угасло, а, наоборот, становилось сильнее с каждым годом.
Сильнейшие шахматисты мира
Титул чемпиона по шахматам появился в 1886 году, когда австриец Вильгельм Стейниц обыграл прусского шахматиста Иоганна Цукерторта. В турнире играли до 10 побед, и за победу австрийский шахматист получил 1000 долларов, огромную по тем временам сумму.
История насчитывает десятки гениальных шахматистов, таких как Эмануэль Ласкер, который обыграл на тот момент четырёхкратного чемпиона мира по шахматам Вильгельма Стейница в 1894 году, русский гроссмейстер Александр Алехин, чья победа оказалась внезапной для всех, Михаил Ботвинник, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров и многие другие.
Стоит отдельно отметить поединок между Борисом Спасским и Робертом Фишером, который состоялся в 1972 году, в разгар «холодной войны». Из-за сильного политического давления и эпатажного поведения Фишера, победа досталась американскому шахматисту.
История чемпионства по шахматам насчитывает множество интересных и экстраординарных случаев. И если первое столетие умы человечества занимали противостояния между людьми, то на заре 21-го века самыми обсуждаемыми стали поединки человека и компьютера.
Каспаров против Компьютера
Гарри Кимович Каспаров до середины 90-х годов был известен не только как величайший шахматист в истории, чемпион мира 1986 года, но и как победитель поединков с сильнейшими шахматными компьютерами Deep Thought дважды в 1991 и Deep Blue в 1996 годах.
В 1997 году состоялся очередной поединок между человеком и машиной. Гарри Каспаров против новой версии Deep Blue. И это было революцией в мире шахмат. Гарри Каспаров, гроссмейстер международного уровня, проиграл машине со счётом 3,5:2,5 в пользу Deep Blue. Касательно причины проигрыша гроссмейстера мнения разделились, кто-то считал, что злую шутку сыграла ошибка в коде программы, которую Каспаров случайно принял за глубоко продуманную и сильную стратегию, кто-то отстаивал мнение, что всему виной пресловутый человеческий фактор, порой предположения доходили вплоть до всемирного заговора и подмены компьютера живым человеком.
Сам Каспаров долго не мог поверить в свой проигрыш и на закрытии чемпионата объявил о нечестной игре, требуя матч-реванш, однако компания IBM, которая была производителем Deep Blue, отказала и распустила команду, обслуживающую шахматную машину.
Несмотря на все споры касательно нечестной игры в шахматы с компьютером, после этого инцидента стало очевидно, что уровень технического развития компьютерных программ подошел к тому моменту, когда он смог превзойти человека.
Шахматные поединки против компьютера
Свои истоки компьютерные шахматные турниры берут с 1968 года, когда гроссмейстер мирового уровня Девид Леви поспорил, что в ближайшие девять лет ни одна машина не сможет одержать над ним победу в шахматах. Спор он выиграл и в 1978 году одержал победу над сильнейшей машиной того времени Chess 4.7. Однако, нарастающая мощь искусственного интеллекта в итоге взяла своё, и в 1989 году Леви уступил программе Deep Thought.
Конечно, шахматные программы 70-х и 80-х годов не дотягивали до уровня сильнейших игроков мира. Как мы уже упоминали, Гарри Каспаров неоднократно обыграл Deep Thought в 1991 и 1996 годах.
Революцию запустила компания IBM в 1997-м. С того момента, шахматные программы стали активно наращивать вычислительную мощность, что в итоге позволило им достичь уровня сильнейших мировых шахматистов.
Так в 1998 году программа Rebel 10 одержала победу над Вишванатаном Анандой, вторым в мировом рейтинге шахматистов. В 2000 году Каспаров и Крамник сыграли в ничью против шахматных программ Junior и Fruitz соответственно. Осенью 2006-го Владимир Крамник, действующий на тот момент чемпион мира, проиграл программе Deep Fitz со счётом 2:4. Шахматные поединки против компьютера продолжаются и по сей день. Сегодня создание шахматных программ не самый сложный, со слов разработчиков, рабочий процесс. Потому компьютерные программы для игры в шахматы сейчас можно найти не только на мощных ноутбуках и ПК, но и в обычных смартфонах и планшетах. Если вы желаете попробовать посоревноваться с компьютером, то вам понравятся игры в шахматы онлайн — дерзайте: http://quicksave.su/chess-
Принцип работы шахматного компьютера
Первые принципы работы шахматных компьютеров были разработаны в 1951 году, а первая шахматная программа увидела свет в 1957-м. С течением времени программы совершенствовались и дорабатывались, и в наше время программисты и разработчики сумели создать компьютер, способный одержать победу над сильнейшими шахматистами.
Несмотря на то, что принципы, по которым действует шахматная программа не так сложны, знакомы они далеко не всем.
Каждый из игроков в любой момент игры может совершить определённое число ходов, разрешённых правилами игры. И количество этих ходов не бесконечно, если исключить стратегии, которые ведут к зацикливанию игры. Правилами шахмат определено конечное количество допустимых ходов каждого из игроков.
Напрашивается вывод: компьютеру стоит всего-то перебрать все возможные комбинации развития игры и, вуаля, когда известны все варианты ходов и противодействий, проиграть невозможно. Однако не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Американский учёный подсчитал, что после трех ходов каждой стороны число допустимых комбинаций равняется девяти миллионам, а число всех возможных комбинаций превышает число атомов в видимой Вселенной. Если бы компьютер перебирал все возможные комбинации в поединке против человека, нашей жизни не хватило бы даже на одну шахматную партию.
Для того, чтобы поединки с компьютером все-таки были реальны, разработчики шахматных программ руководствуются следующим алгоритмом:
- Построение функции оценки существующей позиции на доске. Ранжирование, как правило, происходит по оси, то есть, чем она больше, тем выгоднее для белых, чем меньше, для черных.
- Построение дерева возможных ходов, при этом количество возможных определяется ничем иным как имеющимися производственными мощностями процессора.
- Анализ дерева всех возможных ходов и отсечение неперспективных вариантов. Тщательно просчитываются наиболее перспективные ветки, после чего, компьютер выбирает оптимальную.
Одной из проблем работы шахматного компьютера для разработчиков стало начало шахматной партии, так как в этот момент очень сложно провести оценку дальнейших перспектив в игре и выбрать конкретную стратегию. Обычно в этом случае применяют библиотеки исследованных дебютов, если же противник делает нетривиальный ход, в программе срабатывает вышеописанный алгоритм анализа действий.
Все вышеописанные алгоритмы, конечно, приведены в упрощенном виде, но несмотря на это, особой сложности в себе не несут. Уже больше 20 лет прошло с момента, как человек первые проиграл машине в шахматы, сейчас это уже никого не удивляет. И остается только гадать, сможет ли человек победить созданный им же искусственный интеллект.