Слово «каллиграмма» придумал французский поэт Гийом Аполлинер, который часть своих стихотворений выполнял в виде рисунков, составленных из слов и выражающих тему стихотворений.
Этот жанр (когда буквы или слова изображают то, что они значат) называется в общем виде идеограммой и имеет вековые традиции. В Древнем Китае на миниатюрных каменных печатях умещались целые афоризмы и поучения, да еще и красиво оформленные. Искусство каллиграфии — изысканного, украшенного письма — ценилось в Китае даже выше, чем искусство художника. И в наши дни от созерцания великолепно выписанного иероглифа китаец получает такое же удовольствие, как европейский эстет от картин Рембрандта или Леонардо да Винчи.
Каллиграммы Аполлинера:
И все же каллиграфия осталась в Европе уделом одиночек. Причиною тому — разница в типах письменности. На Востоке иероглифическое письмо позволяет выразить слово или даже фразу единым графическим символом. А на Западе возникла другая система: когда слова складываются из отдельных «кирпичиков»-букв.
У обеих систем есть свои плюсы и минусы. Достоинства буквенного письма — универсальность и динамичность, достоинства иероглифического — образность и компактность. Каллиграммы — это некое связующее звено между двумя видами письменности. C их помощью может быть нарисован логотип или афиша событий современного искусства, где нужно подчеркнуть концептуальность стиля.
Если попробовать «иероглифизировать» традиционный буквенный текст, сжав его по горизонтали, как гармошку, и сплотив по вертикали, получится каллиграмма, нечто вроде китайской печати.
Трудную каллиграмму («чтобы никто не прочитал») составить достаточно просто. Значительно труднее найти и графически выразить связь между зрительным образом надписи и ее содержанием, соблюсти соответствие стиля и смысла.
Конечно, имеет смысл «каллиграфизировать» интересные слова и фразы, имеющие общую значимость: пословицы, поговорки, кры¬латые стихотворные строки, названия художественных произведений и т. д. Это, кстати, помогает и в разгадывании надписей.
Впрочем, кроме игр, каллиграммы могут найти и серьезное применение, например, в рекламе. Возьмем фирменный логотип — это тоже разновидность каллиграммы. В идеале он должен содержать зрительный намек на сферу деятельности фирмы или графически оформлять ее название.
Еще одна потенциальная область использования каллиграмм — тесты. С помощью каллиграмм можно определить быстроту и гибкость мышления, «тренировать» интуицию. Это может пригодиться людям самых разных профессий, особенно психологически и технически сложных.
Попробуйте прочитать несколько каллиграмм — от самых простых, где подсказкой служит сама форма, до сложных, над которыми придется поломать голову.
Автор статьи и рисунков Павел Сергеев
Источники:
- www.callig.ru
- www.nkj.ru
- www.ashtray.ru