В конце августа-начале сентября 2009 я отправился в американскую пустыню Невада для участия в замечательном фестивале радикальных искусств BURNING MAN. Вместе со мной туда поехали питерские супер-художники Михаил А Крест Arxenekrohen, Дарья Правда и Анна Франц, ветеран BM (участвует в фестивале уже в четвертый раз).
Так я выглядел в сентябре 2009 в пустыне Невада, США. У меня был хвост
Путешествие в Неваду, на Burning Man
Вскочили с утра, типа опаздываем на самолет — полетим другим маршрутом, не через SF — сначала в Лос-Анджелес, потом в Рино, Невада. Оттуда на четыре часа ближе до Burning Man.
В самолете летящем в LA нашелся бесплатный wifi, так что было время посмотреть и почту и френдленту. Лететь пришлось часов пять, потом пересадка на второй рейс. Палатки в пустыне поставили уже глубоко за полночь.
Подъезжая к Burning Man, мы слушали радио
Мы подъезжали к Блэк Рок Сити к полуночи 1 сентября, на белоснежном минивэне со стороны Рино, куда долетели винтокрылым самолетиком из ЛосАнджелеса. Еще издали мы увидели в невадской пустыне целый горизонт огней… О, это был настоящий Городище, воистину фантастическое видение во тьме и белой пыли! И сразу же началась километровая цепь из плакатов, содержащих в себе глубокомысленные философские и культурологические утверждения афористического типа:
На одном из плакатов мы увидели призыв включить BMIR 94,5 FM — Информационное Радио Burning Man, что мы и сделали. Эта радиостанция работает только одну неделю в году, столько же сколько существует и сам Блэк Рок Сити, и существенно повышает шансы на выживание в пустыне новичков типа меня. Вот здесь можно скачать всё что записал мой Cowon на второй день моей жизни в Невадской пустыни — 4 с половиной часа непрерывного звучания BMIR 94,5 FM.
Въезд в Блэк Рок Сити
…Burning Man — это целый город, состоящий из понаехавших посередь пустыни трейлеров, автомобилей, палаток и передвижных сцен (50 тысяч гостей, без шуток). И гигантских инсталляций, разумеется. Всё это растянулось на дне гигантского высохшего миллион лет назад озера километров на восемь. Мы въехали в сие часов в двенадцать ночи. Прошли Контрольно-пропускной пункт, где запыленные растаманы в балетных пачках и с фонарями на головах борзо сличали документы и проверяли въездные билеты. (Билет на Burning man стоит 300 долларов и его надо было покупать сильно заранее, поэтому в багажниках всерьез искали «зайцев»). Потом мы прошли Ритуальный въездной пункт, где нас приветствовали одетые клоунами пожилые волонтеры. Нас посвятили в бывалые барнин маны, для чего каждому пришлось высоко подпрыгнуть и трижды ударить в колокол куском арматуры. После чего каждый был обнят, расцелован и горячо приветствован на въезд в Блэк Рок Сити. Где мы увидели примерно такое:
Выживать в пустыне нам пришлось в экстремальном стиле. Аццкая жесть — 40 градусов в тени посреди термоядерной пустыни! Пылевые бури — не продохнешь! И всё ради торжества искусства и Burning Man Experience… Четыре дня мы спали и ели прямо на запыленной невадской земле. Пыль проникла в наши высокохудожественные организмы до самых отдаленных уголков. Однако походные навыки Анны Франц очень пригодились и возможно кое-кого даже спасли от преждевременного вымирания: несколько правил выживания были возведены в ранг закона — например. стакан вина на завтрак, чтобы повысить сопротивляемость организма. Или запрет оставаться в самое жаркое время дня в палатке — Франц выгоняла страждущих под огромный навес кафе в центра Блэк Рок сити, где кроме прохлады еще и можно было раздобыть «электролит» — специальный напиток, восполняющий вымываемые соли — просто пить воду по два литра в день под таким солнцем было недостаточно. Выживание в пустыне — это было личное дело каждого участника фестиваля, хотя на крайний случай функционировал медицинский пункт, да и похожие на ковбоев рейнджеры патрулирующие по лагерю на машинах не дали бы пропасть простому уральскому парню.
Далее я буду говорить языком фотографий и видео. (О том что такое Burning Man и как туда можно попасть, читайте все подробности в прекрасном сообществе ЖЖ ru-burning-man.livejournal.com.
По вечерам мы наслаждались вечерним солнцем (и предвкушением ужина, который напоминал Завтрак туриста)
В предпоследний день многотысячная толпа ожидала несколько часов запуска Ракеты с космонавтом.Мы так и не дождались и ушли. Но потом горизонт озарился и послышался рев — очевидно, космонавт смог улететь
… а потом Человек был торжественно сожжен под радостные вопли 50-тысячной толпы
В эту же финальную ночь 6 сентября мы отбыли на автомобиле в Рино (три часа на машине от города BM). Часа в три ночи мы метались по улицам спящего Рино с пятью мешками мусора и пыли, вывезенной из высокоэкологичной невадской пустыни. Потом заприметили за углом пластиковые мусорные контейнеры и набили их под завязку, озираясь по сторонам. (Кроме всего прочего добра, слили туда и литров двадцать недоработанной браги (исконный функционал Брагофона Аниматора), потому что оставить или вылить размокшие дрожжи в пустыне означало бы второе крупнейшее преступление против планеты после Чернобыля). До самолета на Лос-Анджелес оставалось еще немного времени, и мы забежали в круглосуточный супермаркет, спросли у сонного персонала — где тут туалеты? И вскоре припали к кранам с водой и прочей цивилизованной сантехнике, от которой уже успели отвыкнуть за четыре дня жизни в пустыне. Миша Крест, увидев в зеркале в реструме свое закопченное и чумазое лицо, только и смог выговорить: «О-О-О!..» Это и правда было нечто за гранью любой визуальной гигиены. Значительную часть одежды после BM (например, мои кеды) пришлось попросту выбросить, всё равно эту цементную пыль не отстирать никогда.
Завершая обзор, спрошу себя — получил ли я лично тот самый Burning Man experience, о котором столько читалось до того? Без сомнения ДА. Но очень многое я просто не могу тут написать, местами потому что не хватает слов, а кое о чем просто не хочу вообще рассказывать. Невадская пустыня — место особое. И с человеком там происходят разные Вещи. Кое кто приписывает это место Дьяволу — типа, вот его вотчина. Организаторы BM предупреждали: не выходите за официальный периметр, местные фермеры на горах дикие, думают что внизу беснуется диавол, будут стрелять из винтовок. Поэтому периметр так и назывался — «Периметр ружейного выстрела». Другие (я лично общался) считают этот суперфест Торжеством христианского духа. Не знаю что и сказать. Но изменения произошли — и идут дальше. Это была Великая поездка.