Всю юго-восточную область Венесуэлы, которая расположена в Южной Америке, занимает Ла Гранд Сабана — великая саванна, которую пересекает река Карони, правый приток Ориноко. Здесь есть немало необыкновенных плато — с обрывистыми труднодоступными стенами высотой в несколько сотен метров, по виду напоминающие огромные столы. Они так и называются -«мазасы»,
Один из самых больших «столов» — Рорайма, что возле границы Венесуэлы с Бразилией, долгое время был неприступен людям. Только храбрецы из индейских племен время от времени пробирались на заколдованную, по их верованиям, землю, повествуя потом соплеменникам о удивительном плато с обрывистыми стенами, каскадами водопадов и чародейными реками с красными и черными водами…
Рорайма — история открытия
Первыми из европейских исследователей данный регион в середине XIX века посетили немецкий ученый Роберт Шомбрук и британский ботаник Ив Серн. Они напечатали доклад о своем странствии в одном из немецких академических журналов. Однако, в то время он всем показался, мягко говоря, неправдоподобным. И право, никто до сих пор не видел рек с цветной водой, живых зверей и птиц, обитавших на нашей планете в далеком прошлом, не находил большого колличества растений, не известных науке. Необыкновенным, по повествованиям Шомбрука и Серна, был и микроклимат возвышенности: постоянное лето со чудной сменой дня и ночи. То по несколько суток на плато стоял светлый солнечный день, то внезапно на несколько часов начиналась кромешная тьма. Одним словом, время текло в этом месте по своим законам, не подчиняясь земным.
Позже приблизительно 100 лет в этом месте не бывал никто из исследователей — и это понятно Дорога сюда исключительно нелегка: пересеченное ущельями Гвианское нагорье и глухие заросли экваториального леса, которые обрамляют плато Рорайма, сделали его практически неприступным
Свежее слово в исследовании этого района принадлежит венесуэльскому пилоту Хуану Анхелю. В 1937 г., пролетая над бассейном реки Ориноко и сбившись с пути, он заметил речку, которая не была отмечена ни на одной карте. Придерживаясь ее течения, Анхель внезапно обнаружил, что летит уже не над равниной, а в ущелье. С 2-ух сторон его окружали горы, и не было никакой возможности повернуть самолет и следовать прежним курсом. В конце концов, пилоту с немыслимым трудом посчастливилось произвести посадку на плато. Она вышла несчастливой: самолет увязнул в топком месте, и Анхель в течение 2-ух недель пробивался затем из этого зачарованного рая до наиблежайшего индейского поселения Личные воспоминания он описал потом в книге, которую местные ученые незамедлительно причислили к разряду фантастики.
Хуан Анхель умер в 1956 г. во время ави- крушения, но лишь спустя 10 лет его сын Роллан, веривший любому слову, написанному папой в книге, сумел сформировать в те края крупную экспедицию.
Оказалось, не зря индейцы считали эти края гиблым районом: горный остров площадью около 900 квадратных км. — один из районов гроз и молний. Они ударяют в плато практически каждый день, и нет ни одного дерева, которое бы не было испорчено молниями. В этом месте, кстати, экспедицией был обнаружен величайший водопад земного шара, названный в честь Хуана Анхеля. Он отличается еще одной оригинальной характерной чертой: традиционно водопады зарождаются на реках, а вот водопад Анхель сам дает начало реке!
Что же представляет из себя данный затерянный мир? Вот что написано в дневнике экспедиции: «Плато оказалось монолитной скалой с необыкновенными очертаниями. Посреди плоской поверхности высятся схожие на грибы холмы, везде рассеяны своеобразные углубления в виде не очень больших «блюдец», наполненных водой. Высочайшую точку плато — гору высотой 2810 метров — отделяют от прочей местности глубочайшие и широкие трещины, пересечь которые, не имея в своем распоряжении лестниц, нереально».
Пестрый животный мир также оказался необыкновенной: кроме уже известных науке опоссумов, ящериц, черных жаб и лягушек, змей, пауков и большого колличества необычных видов бабочек, исследователям удалось найти здесь необыкновенное животное, которое они окрестили кадборо-завром. Оно смахивает на огромную змею с лошадиной головой и горбами на спине. Длина его туловища — приблизительно 15 метров’ На этом месте были также обнаружены маленькие лягушки, которые, как птицы, высиживают яйца, летучие мыши, насекомые-кровососы, на которых не влияют практически никакие химические средства защиты, сильно враждебные и небезопасные не только для животных, но и для людей, муравьи-гулливеры длиной больше 5 см, умеющие своими стальными челюстями перекусить маленькие ветки. Но наиболее большим открытием стали останки древнейших животных, обитавших тут еще совершенно недавно. Вследствие чего они умерли непонятно. Может быть, над ними проводили эксперименты вездесущие пришельцы Эта догадка не лишена основания! Так как недалеко от водопада экспедицией была найдена большая круглая площадка, полностью лишенная растительности и будто посыпанная каким-то серебристым порошком (лабораторные исследования затем обнаружили, что это сплав очень редкостных металлов, который нереально получить в земных условиях).
Обследования местных пещер также дали ученым много загадок Ими было открыто очень много наскальных рисунков, профессионально изображавших необыкновенных животных и созданий, отдаленно напоминающих людей. Учеными было обнаружено и некоторое количество склепов, в которых как будто сгустился туман и летал сладкий запах. Несколько членов экспедиции, надышавшись этим ароматом, несколько дней пробыли в коме, повествуя позже своим коллегам о поразительных видениях и странствиях в иные миры. В конце концов решено было возвращаться обратно, и тут храбрых исследователей подстерегал новый сюрприз: они никоим образом не имели возможности выбраться из этого затерянного мира. Рации давным-давно сломались, ландшафт, карту которого составили путешественники, как будто изменил очертания и стороны света… Рорайма не отпускала тех, кто узнал ее тайны.
Только через несколько месяцев измученные поисками выхода люди сумели возвратиться домой. По их словам, «какая-то неизвестная сила, как вихрь, подхватила нас и неторопливо опустила на центральной площади одного из индейских поселений». К тому времени у членов экспедиции закончилось продовольствие, пришла в непригодность одежда, почти все пребывали на грани нервного истощения.
Когда путешественники наконец сумели добраться до цивилизации, обнаружилось, что семьи уже давно похоронили их: ведь экспедиция не возвратилась после запланированных нескольких месяцев работы и, по земному времяисчислению, отсутствовала уже 4 года!
Больше официальных экспедиций в данный регион не снаряжалось. Однако, время от времени храбрецы пробуют пробраться в этот затерянный мир, где, как правило, обретают свою смерть: Плато не любит отпускать свои жертвы.
В наши дни на Рорайму забираются несколько десятков человек в день. Это часть национального парка, и совершать восхождение разрешается только в сопровождении гида.
Практически все туристы покупают организованные туры продолжительностью пять или семь дней (второй вариант гораздо лучше участники пятидневных туров могут провести на плато всего пару часов).
Носильщики несут продукты и палатки, готовят пищу и спускают вниз туристов, заболевших или получивших травму (что бывает нередко). Личное снаряжение вы несете сами. Почти все гиды и носильщики индейцы-пемон.
Они, как правило, свободно говорят по-испански, но если вам нужен англоязычный гид, об этом необходимо договориться заранее. Подобно большинству индейцев сельвы, пемон спокойные, дружелюбные, очень приятные в общении люди. Носильщики-мужчины несут по 50 кг груза, женщины по 40. Дети начинают помогать родителям примерно с шести лет.
Тропа к Рорайме начинается в индейской деревне Паратепуи. В первый день вы проходите около 20 км по горным степям, с двумя бродами через реки (после сильного дождя броды могут оказаться несколько трудными для неопытных путешественников). Вдоль тропы есть три кемпинга. На этом участке вам пригодятся крем от загара и репеллент от мошки.
На второй день тропа поднимается к подножию скальных стен Рораймы. Тут растут так называемые облачные леса густые заросли низкорослых деревьев, сплошь обросших мхом, папоротниками и растениями-эпифитами.
В облачных лесах множество красивых птиц, в том числе колибри и ярко-оранжевых скальных петушков. Вдоль тропы растут древовидные папоротники и гуннеры нечто вроде лопухов с трехметровыми листьями.
Собственно восхождение занимает весь третий день. Тропа местами почти вертикальная и очень скользкая вам понадобится надежная обувь. Кое-где приходится проходить сквозь водопады.
Чем выше, тем более холодным и влажным становится воздух. На самом плато дождь может идти несколько дней подряд, а солнце иногда не проглядывает сквозь туман месяцами. По утрам температура падает почти до нуля. В сезон дождей (май-октябрь) вы рискуете вообще не увидеть ничего, кроме тумана, но зато в это время меньше народу и гораздо больше цветов, особенно орхидей.
В нишах и трещинах обрывов гнездится множество птиц. Каждое утро по окрестным лесам разлетаются тысячи стрижей и крошечных попугайчиков. С наступлением ночи из пещер вылетают странные ночные птицы-гуахаро.
Тропа достигает края плато всего в получасе хода от большой кучи валунов на самом краю обрыва. Это высшая точка Рораймы.
Здесь можно часами сидеть в одиночестве, свесив ноги в бездну и глядя, как поднимаются к вам облака с теплых равнин. Когда ветер несет в лицо клубы тумана, кажется, что вы стремительно летите сквозь тучи. Изредка туман расступается, и вы видите холмистые равнины, соседнюю Кукенан-тепуи в полосках водопадов и прямоугольные силуэты прочих тепуи на горизонте. А у вас за спиной расстилается плато одно из самых фантастических мест на свете.
Снизу кажется, что оно совсем ровное. На самом деле это хаотическое нагромождение скал, каньонов, крутых холмов и каменистых россыпей. Почти вся поверхность плато совершенно черная от «пустынного загара» и живущих в верхнем слое камня микроскопических водорослей.
Только там, где песчаник защищен от дождя и солнца или постоянно размывается водой, виден его настоящий цвет, обычно ярко-розовый.
Разные слои песчаника разрушаются с разной скоростью, поэтому на плато образовались тысячи причудливых скал заросли гигантских «грибов», частоколы пятиметровых каменных фаллосов, сказочные замки, бесконечные поля «шахматных фигур». Их так много, что пользоваться ими в качестве примет или ориентиров не удается.
На плато очень легко заблудиться, особенно в туман. В северо-западной части находится так называемый Лабиринт, куда даже гиды боятся заходить. Кое-где камень расколот гигантскими трещинами реки исчезают в них, чтобы потом вырваться водопадом из скал на сотни метров ниже края плато.
Примерно пятая часть плато покрыта водой. Ярко-розовые лужи, торфяные болотца, чистейшие на свете озера, быстрые реки… К мокрым по колено ногам приходится привыкнуть. Русла некоторых рек на протяжении сотен метров выложены кристаллами горного хрусталя.
Есть там и «джакузи» — овальные ванны с хрустальным дном, словно специально созданные для купания. Гиды в них и вправду купаются, но большинству туристов вода кажется слишком холодной.
Особенно интересны торфяные болота. Это самые яркие уголки плато там поразительное количество красивых цветов, разноцветные ковры из мхов и плаунов, густые заросли насекомоядных растений и орхидей.
Ходить по ним несколько утомительно, но не опасно под слоем торфа почти везде твердый песчаник. Деревьев на плато немного, и выглядят они как бонсай, да и все плато иногда кажется гигантским японским садом.
Многие окрашены в черный цвет, даже бабочки и стрекозы. Еще на плато есть мыши, несколько видов птиц, ящерицы, тысяченожки, пауки, скорпионы и хищные пиявки, но нет рыб, змей, комаров и мошки.
А самые интересные жители плато крошечные, с ноготок размером, черные жабы. Они живут на плоских скалах и смешно свистят перед дождем. На каждой большой тепуи есть свой особый вид этих жаб. Они очень древние (в путеводителях даже написано, что они старше динозавров, но это, мягко говоря, преувеличение).
Туристические группы ночуют в так называемых «отелях» — на защищенных от дождя узких площадках под нависающими скалами.Ночью вам пригодится электрошокер фонарь, чтоб не наступить на змею и защитить себя от хищников.
Из некоторых «отелей» открывается совершенно неземной вид, хотя и весьма мрачный.
Стандартный семидневный тур охватывает только юго-запад плато. До других частей можно добраться либо с десятидневным туром (но такие бывают редко), либо самому. Самостоятельные восхождения не только незаконны, но и весьма рискованны: люди на Рорайме пропадают каждый год.
Озеро Глэдис наполовину заросло осокой и не стоит рискованного самостоятельного похода. Но еще километр-другой, и вы выходите к совершенно поразительному месту под названием Нос Корабля. Это северная оконечность Рораймы, где плато заканчивается узким, очень острым выступом, по обе стороны которого восьмисотметровые обрывы. Несколько минут, проведенных на Носу среди летящих навстречу рваных облаков, пожалуй, одно из самых сильных ощущений, доступных обитателям нашей планеты.