Он ставит диваны но холодильники, фотографирует восковую фигуру Путина и покрывает масляной краской рояли и огнетушители …
Бертран Лавье (Bertrand Lavier, род. 4 июня 1949 г.) — один из самых значимых европейских художников поколения, сформировавшегося после культурной революции 1968 года и во многом определившего облик современного искусства Франции. Дебютировав на международной художественной сцене в начале 1970-х, Лавье уже в середине этого десятилетия представлял Францию на Венецианской Биеннале и на других крупнейших форумах современного искусства. В последующие годы художник принял участие в таких знаковых для современности проектах, как Documenta VII (1982) и Documenta VIII (1987) в Касселе, Big Bang в Центре Помпиду (2005), «Сила искусства» в Гран Пале (2006). Работы Бертрана Лавье входят в коллекции таких музеев, как MoMA в Нью-Йорке, Tate Modern в Лондоне, Центр Помпиду в Париже, а также находятся в крупнейших частных собраниях.
Мастер поп-арта и китча Бертран Лавье (Bertrand Lavier)
Недавно прошла его выставка в Москве. В России он выставляется впервые. До этого мэтра не раз принимали Лондон, Нью-Иорк, Кельн, Мадрид — Бертрану Лавье рады везде. Неудивительно, ведь он — один из самых ярких и остроумных французских художников. Мастер поп-арта и китча, своим предшественником и идейным вдохновителем он называет Марселя Дюшана, который еще в 1913 году поставил на табурет велосипедное колесо. Лавье тоже составляет композиции из обычных предметов — таких как пианино, скейт, офисное кресло и холодильник, однако не цитирует Дюшана, а по-своему интерпретирует концепцию реди-мейд. Порой его современное искусство граничит с вандализмом — он обливает предметы машинным маслом и пачкает масляной краской — лишь бы достичь своей цели: заставить вещи зажить новой жизнью, непохожей на предыдущую. В Москву Лавье привез 12 работ. Среди них — диван Сальвадора Дали в форме женских губ на постаменте-морозильнике, залитый краской рояль, подвешенный к потолку искореженный мопед …
« Искать связь между предметами в моих инсталляциях — гиблое дело. Ее просто нет! — говорит Лавье. — Ведь искусство, как и поэзия, рождается из случаqности”
К слову, так же, по чистой случайности, родилось и название выставки Aftermoon (“Послелуние» ). Кто-то из англоязычных журналистов сделал ошибку в слове afternoon (“после полудня”).
Мораль: для настоящего художника даже простая опечатка — источник вдохновения!
По словам самого художника, ему интереснее обыгрывать уже существующее, создавать копию реальности, чем саму реальность. Кураторы проекта говорят, что выставка Лавье — шаг на пути к пониманию современного искусства Франции.