Василий Васильевич Кандинский

Поделитья с друзьями в социальных сетях:

 (500x339, 50Kb)

Всадник.Георгий Победоносец.

Одно из самых ярких проявлений любви Кандинского к родной стране — его многочисленные произведения на темы русских былин , сказаний , поверий и легенд, в которых оживали, герои народного эпоса и древней истории.

История семьи

Василий Васильевич Кандинский родился в Одессе 4 декабря 1866 года. Семья по отцовской линии происходила из Сибири (по легенде, одна из прабабок художника была монгольской принцессой).Отец художника, Василий Сильвестрович Кандинский занимался чайной торговлей. По линии матери в роду были прибалтийские немцы.Возможно, именно эта интернациональная наследственность предопределила его психологическую открытость разным культурным традициям и возможность адаптироваться к образу жизни разных наций .

30043 (165x165, 11Kb)

Университеты
В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию (1876-85). В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом факультете Московского университета. В 1889 ездил с этнографической экспедицией по Вологодской губернии, где углубленно знакомился с древнерусской иконописью и народным творчеством. Около 1895 отказался от карьеры университетского профессора и полностью посвятил себя искусству. В 1897 поступил в школу А. Ашбе в Мюнхене, в 1900 учился у Ф. Штука в Королевской Академии художеств. В начале 1900-х гг. Кандинский много путешествовал по Европе и Северной Африке, приезжал в Россию, но постоянным местожительством избрал Мюнхен (1902-1908) .
«Я не патриот, Элла. Я только наполовину русский… По воспитанию – я наполовину немец… Как художник я привязан к Германии, и все немецкое, немецкие древности значат для меня больше, чем для многих немцев».
Хотя Кандинский и называл себя полунемцем, все же в Мюнхене он был чужестранцем. Его друг, художник Франц Марк, говорил про него, что «в значительной степени он принадлежит к чужой расе и только носит маску «восточного европейца». В раннем творчестве Кандинского 1901-1907 годов просматривается русская традиция. Персонажи народного фольклора, сюжеты русских сказок, преданий, былин становятся основными темами его работ.

97 (612x486, 40Kb)

Зимний день. Смоленский бульвар.

Русские годы
С началом войны Кандинский, российский подданный, вынужден был покинуть Германию. Возвратившись на родину через Швейцарию и Балканы, он поселился в Москве; в 1916 посетил Швецию, в 1917 Финляндию. Его живописные работы предреволюционных и революционных лет обладали широким стилистическим диапазоном: продолжая создавать экспрессивно-абстрактные полотна («Смутное», Третьяковская галерея, «Сумеречное», Русский музей, обе 1917; «Белый овал», 1920, Третьяковская галерея, и др.), художник писал и обобщенно-реалистические натурные пейзажи («Москва. Зубовская площадь», «Зимний день. Смоленский бульвар», обе ок. 1916, Третьяковская галерея), не оставлял занятий живописью на стекле («Амазонка», 1917; «Дамы в кринолинах», ок. 1918, обе в Третьяковской галерее), а также создавал картины, сочетавшие фигуративные элементы и декоративно-беспредметное начало [«Москва I (Красная площадь)», Третьяковская галерея; «Москва II», частное собрание, Мурнау, Германия, обе 1916].

После Октябрьской революции Кандинской активно включился в общественную деятельность. Был членом художественной коллегии Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, председателем Всероссийской закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в 1919-21 заведовал московским Музеем живописной культуры. Преподавал в Государственных художественных свободных мастерских и Вхутемасе (1918-21), состоял профессором Московского университета. В 1921 живописец-теоретик разработал программу деятельности Института художественной культуры (Инхук), где руководил секцией монументального искусства. В печати регулярно появлялись статьи и теоретические работы Кандинского; так появилась и автобиографическая книга «Ступени» (М., 1918).

В январе 1921 Кандинский покинул Институт из-за внутренних разногласий. Вскоре был избран вице-президентом вновь созданной Российской Академии художественных наук, в которой руководил также физико-психологическим отделением. В декабре 1921 был откомандирован в Берлин для организации там филиала Академии и установления культурных связей с другими странами.

 (500x509, 133Kb)
 

Москва. Красная площадь.

Отъезд
В 1922 Кандинского пригласили преподавать в школу «Баухауз», где ему были поручены занятия по стенной живописи, по теории формы. В изданиях «Баухауза» были опубликованы трактаты Кандинского, посвященные вопросам формообразования, цветоведения, сценическому синтезу искусств.
В живописи и графике Кандинский обратился к воплощению своеобразных космологический идей, интерес к которым возник у него еще в России (графическая серия «Малые миры», 1923). В 1924-25 вместе с художниками Л. Фейнингером, А. Г. Явленским, П. Клее вошел в объединение «Синяя четверка».

В 1926 Кандинский опубликовал свой теоретический труд «Точка и линия на плоскости», переизданный во многих странах мира. Спроектировал и выполнил ряд монументальных работ (эскизы живописных панно для фойе «Свободной выставки», 1922; керамическое оформление музыкальной комнаты для Международной выставки в Берлине, 1931). Выступил как сценограф и режиссер в постановке сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» в театре Дессау (1928). В 1928 принял немецкое подданство.

В 1920-е гг. художник достигает всемирного признания, его персональные выставки и выставки «Синей четверки» прошли во многих музеях и галереях в странах Европы и США.

 

 (600x417, 97Kb)

Малые миры

В 1928 году Кандинский принял немецкое гражданство. Успешная преподавательская и выставочная деятельность, признание творческих заслуг, свободное передвижение по миру убедили художника в том , что он обрел, наконец, свою родину, однако приближался 1933 год и свобо становилось все меньше. В ходе этих мрачных Баухауз был закрыт, а спустя четыре года его участники вместе с Кандинским стали героями печально знаменитой выставки»Дегенеративное искусство», организованной нацистами в Мюнхене. В 1933 он навсегда уехал из Германии в Париж, в пригороде которого Нейи-сюр-Сен прошли его последние годы.

 (425x593, 64Kb)

Смутное

За пределами времени и пространства
Вспоминая о переломных 1890-х годах Кандинский писал:»Все эти науки я любил и теперь думаю с благодарностью о тех часах внутреннего подъема , а , может быть, и вдохновения, которое я тогда пережил. Но часы эти бледнели при первом соприкосновении с искусством, которое только одно выводило меня за пределы времени и простраства. Никогда не дарили меня научные занятия такими переживаниями, внутренними подъемами , творческими мгновениями.»
 

76 (442x635, 27Kb)

Одесский порт


Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Оцените эту статью
( Пока оценок нет )
Kayrosblog.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. 2

    я думаю что он был наркоманом

    Ответить
    1. kayros автор

      Очень глубокая мысль. Да вы философ! или наркоман?
      Думаю, неприятно читать такую чушь в свой адрес? Так что, в следующий раз, подумайте что вы пишете.

      Ответить