Неореализм в итальянском кино представлен картинами таких выдающихся режиссеров, как Антониони, де Сантиса, Висконти, Росселини, де Сики и других представителей эпохи 1945-50-х годов. В фильмах того времени отражена жизнь простых людей послевоенного времени. Показывая реальность во всей её полноте, неореализм уводит зрителя от пропаганды и сказочных литературных сюжетов к насущным жизненным проблемам.
По мнению кинокритиков, направление неореализма в итальянском кинематографе имело свое развитие в кино не более десяти лет, однако художники, создававшие свои картины в первые непростые послевоенные годы, продолжают и сейчас числиться в рядах лучших мастеров. Влияние принципов неореализма ощущается и в современном киноискусстве. Раскрывая социально-политические темы на фоне повседневного быта представителей рабочего класса, создатели этого нового жанра активно использовали натуральную съемку, непрофессиональных актеров и приемы, которые обычно применяются в документальном кино. Одним из таких приемов является своеобразная операторская работа, когда камера свободно переходит с одного объекта на другой, но при этом фиксирует мельчайшие детали.
Упор в этом жанре делался не на отвлеченных идеях, непосредственно на эмоциях и переживаниях главных героев. Картины, которые сегодня воспринимаются, как классика итальянского неореализма, нередко снимались по недоработанному сценарию, а диалоги неоднократно переписывали и корректировались в процессе работы на съемкой. Первый фильм, снятый в этом жанре — картина «Одержимость». Затем – лента «Рокко и его братья». Обе картины были сняты одним и тем же мастером – Лукино Висконти. Однако, самыми яркими образцами неореализма, оказавшими огромное влияние на мировосприятие современников, стали два фильма Роберто Россилини «Рим – открытый город» , снятый в последний год Второй Мировой Войны, и «Пайза», созданный двумя годами позже. Их богатый образный и символический материал несет в себе весь опыт трагических военных лет, но при этом, включая в себя некие элементы юмора и лиризма. Даже сегодня, смотреть неформатное кино онлайн интересно и увлекательно. Их мораль дает нам понять, что истинные ценности и смысл жизни не привязаны к обстоятельствам, политике и экономике, они вечны.
Развитие этого своеобразного итальянского стиля в кинематографе, как ни странно, не остановили даже те обстоятельства, что первые фильмы в неореализме в Италии категорически не могли попасть в прокат, вплоть до завершения войны. При диктатуре Муссолини любое проявление социально-политической правды в искусстве не могло быть доступно зрительской аудитории. Превосходно оснащенная для тех лет римская киностудия «Синеситта» выпускала в те годы лишь напыщенные фашистские агитационные фильмы. И, когда, наконец, реализм итальянских режиссеров стал доступен зрителю, он моментально получил заслуженную высокую оценку как у простой аудитории, так и у кинокритики. Это кино, в противовес довоенному, черпало материалы исключительно из жизни. И жизнь здесь продемонстрирована была зрителю вполне обычная, близкая и легко узнаваемая.
В рамках итальянского кинематографа, такие картины как «Похитители велосипедов» , который был снят спустя три года после окончания войны, режиссером Витторио де Сики и «Горький рис», снятый приблизительно тогда же еще одним мастером неповторимого жанра Джузеппе де Сантиса, не только заставили говорить об итальянском неореализме весь мир, но и стали сильным источником вдохновения для режиссеров более молодого поколения Пьера Паоло Пазолинни, Эрманно Ольми, и, в некоторой степени, Федерико Феллини.