Андреевская церковь — это один из выдающихся образцов архитектуры XVIII века, выполненных в стиле барокко. Она является самым узнаваемым и посещаемым туристическим объектом Киева.
Основной эффект, который производит Андреевская церковь в Киеве, — это гармоничное соединение всех ее частей в одном едином порыве ввысь. Глядя на нее создается впечатление, что она едва касается земли. Этот памятник архитектуры знатоки рекомендую рассматривать в разное время суток. Для этого можно поселиться недалеко, например в отеле Premier Hotel Rus https://hotelrus.phnr.com/ и прогуляться к храму на рассвете и закате.
Предыстория Андреевской церкви
Летописцем Киево-Печерского монастыря Нестором в «Повести временных лет» поведана история о том, как Андрей Первозванный, направляясь с учениками в Рим, остановился на ночлег на Днепровской круче. Здесь он установил деревянный крест и предрек, что на этом месте воссияет Божья благодать и вырастет великий город с многочисленными храмами.
С XIII века на этом месте, называемом Андреевской горой, возводилось множество деревянных, а затем каменных церквей, стертых с лица земли временем, природными катаклизмами, войнами и пожарами. А первый храм, посвященный апостолу, был возведен в 1690 году и простоял недолго. В 1724 году на его месте был установлен большой деревянный крест.
История киевской Андреевской церкви
Андреевская церковь должна была стать частью будущей Киевской резиденции императрицы Елизаветы, состоявшей из храма и Царского дворца, спроектированных одним из выдающихся зодчих XVIII столетия — придворным архитектором Ф.-Б. Растрелли. Непосредственно самим строительством Андреевской церкви руководил талантливый российский архитектор И. Мичурин.
Закладка первого камня в фундамент будущей церкви, на которой присутствовала коронованная особа, состоялся осенью 1744 года. Так как место строительства располагалось на холме, подмываемом подземными водами, предварительно были проведены большие работы по их отводу, а также сконструирован массивный каменный ленточный фундамент (стилобат), который планировалось совместить с двухэтажными покоями священников и папертью.
Для осуществления замысла Растрелли к выполнению проекта были привлечены лучшие специалисты. К примеру, чугунные украшения фасадов и плиты пола отливались на заводах Тулы, а детали иконостаса и иконы были заказаны Петербургским мастерам.
В августе 1767 года церковь была освящена, но императрица Елизавета до этого дня не дожила. Впоследствии царский двор перестал интересоваться судьбой Андреевской церкви.
Архитектурный шедевр
В плане помещение церкви имеет форму креста. Центральный купол оригинальной формы окружают 4 изящные башни с меньшими главами на вершинах. Первоначально купола имели небесно-голубую окраску, но в ходе реставрационных работ в 70-е годы XX столетия их цвет был заменен на благородный малахитовый.
В соответствии с творческой манерой Ф. -Б. Растрелли, пышность декора нарастает снизу вверх, завершаясь великолепием рельефных деталей маковок и бани. Благодаря этому здание церкви кажется легким и стройным.
Стены храма богато украшены вычурной позолоченной лепниной и деталями из бронзы, обрамляющие французские окна-люкарны. Ко входу ведет широкая чугунная лестница, которая до XIX века была деревянной.
Во внутреннем убранстве храма особо выделяется великолепный иконостас пурпурного цвета, на фоне которого золоченые карнизы и пилястры выглядят особенно эффектно. Неизменно восхищают чудесные росписи свода и иконы в роскошных рамах.
За годы своего существования здание Андреевской церкви неоднократно получало повреждения от оползней, затоплений, ударов молнии, ураганных порывов ветра. Многочисленные реставрации негативно отразились на ее архитектуре. Только после нахождения в 1974-1979 годах чертежей Растрелли храм снова обрел задуманные его создателем внешние архитектурные формы и большую часть внутреннего убранства.
Андреевская церковь не одно столетие вызывающая всеобщее восхищение своей изысканной самобытностью, без сомнения была и остается редким примером гармоничного слияния природного ландшафта и архитектуры созданной человеческим гением.