Литература ужасов существует давно. Всё начиналось со страшных сказок и легенд, которые люди рассказывали друг другу, в частности, детям. Функция прародителей современных страшных историй довольно проста: предупредить человека о возможной опасности, если он вдруг захочет полезть в болото или зайти глубоко в лес. В христианстве до сих пор существует понятие ада, выполняющее ту же функцию – ограждать людей от разрушительного и саморазрушительного поведения. Широко известны также сказки братьев Гримм, но мало кто знает, что современный их вариант сильно смягчён. Хотя и там встречаются такие образы, как изрубленное, засоленное и съеденное разбойниками-каннибалами тело девушки, но в оригинале всё было куда страшнее, вплоть до сексуального насилия. Есть ещё один нюанс.
Человек — такое существо, которое может испугаться ради удовольствия. Это продукт его организации ума, что отличает его от животных. Поэтому неудивительно, что страшные истории продолжают пользоваться популярностью, в книгах ли, фильмах или компьютерных играх.
Одним из первых инноваторов, сделавших ужасные истории в тысячу раз ужаснее, чем раньше, стал Эдгар Аллан По. Мало того, что он реформировал структуру рассказа, придав ей популярность и художественную ценность, так он ещё и насытил её таким количеством ужаса, что его «Колодец и маятник», «Падение дома Ашеров», «Маска Красной Смерти» и многие другие новеллы пугают до сих пор и будут пугать дальше. До него были так называемые «готические романы», но По ввёл в моду краткость повествования и сделал прежние невинные страшилки настоящим ужасом.
Широко известен также роман Брэма Стокера «Дракула». В этом произведении, выполненном в форме дневников главных и второстепенных персонажей, описывается их взгляд на вампира Дракулу – наследника древнего рода, ставшего бессмертным кровопийцей, способным также обращать в вампиров других людей. Мы следим за ним то через Джонатана Харкера, прибывшего к нему для оформления купчей на один из заброшенных лондонских домов, то через его возлюбленную, то через прочих персонажей. И все они объединились ради того, чтобы победить вампира раз и навсегда. В кинематографе образ вампиров стал популярен благодаря сериалу Дневники вампира 5 сезон которого недавно окончился. Новые серии этой саги, кстати появятся уже совсем скоро! Современная интерпретация немного отличается от классической, но основы, которые создал Брэм Стокер, остались прежними.
В наши дни широко популярен Стивен Кинг. Его по праву можно назвать вторым По в области ужаса, который он вкладывает в свои произведения. Недаром его называют Королём Ужасов и Продавцом Кошмаров. Его произведения – прежде всего о людях, таких же, как и мы с вами, со своими проблемами, желаниями и тараканами в голове. Но в его романах они сталкиваются с силами, угрожающими их жизням или желающими подчинить их себе, будь то бешеный ротвейлер из «Куджо» или оживший автомобиль из «Кристины». Эти романы написаны весьма просто, сюжеты часто растянуты, но вместе с ним они захватывают и удерживают у себя в желании узнать, чем всё кончится. Стивен Кинг очень сильно повлиял на американскую культуру и сделал, казалось бы, невозможное – дал ужасу популярность.