Архитектура замка Нидзё
Замок Нидзё был воздвигнут неподалеку от императорского дворца, что было сделано умышленно. Нидзё своей монументальностью демонстрировал власть и могущество дома Токугава, он превосходил императорский дворец и по занимаемой площади, и по красоте. Своим величием он должен был развеять всякие сомнения в незыблемости власти сёгунов дома Токугава.
Самыми большими были первый и второй залы — Охирома-но ма и Ни-но ма, которые служили для важных официальных встреч. Они поражали роскошью декора, стены и раздвижные двери были украшены золотом и расписаны широкими мазками старыми японскими мастерами. Прекрасная резьба по дереву и чеканка по металлу украшали перекрытия балок. Квадраты потолков отделаны цветным орнаментом.Примечательностью дворца Ниномару является Угуису-бари — соловьиный, или поющий, пол, он начинался от входа и вел к первому большому залу. Благодаря хитроумным приспособлениям деревянные доски, когда по ним кто-то передвигался, издавали скрип, похожий на птичье чириканье, отсюда и такое название.
Эти два зала вошли в японскую историю — здесь в ноябре 1867 г. последний сёгун из династии Токугава по имени Ёсинобу (он известен и под именем Кэйки) объявил об отречении от верховной власти в пользу императора. Так могущественный замок Нидзё стал свидетелем падения власти дома Токугава, правившего 264 г.Позади этих двух залов находилась Муся-какуси-но ма — комната личной охраны сёгуна, раздвижные двери которой были украшены красивыми красными кисточками. Охрана всегда была наготове на случай, если бы какой-нибудь даймё повел себя неразумно.
Во внутренней части дворца находился Куро-сёин — зал, где сёгун вел приватные беседы с фудай-даймё (те феодалы, которые выступали на стороне Токугава Иэясу в битве при Сэкигахара). Убранство этого зала было таким же роскошным, как и первого и второго больших залов.В самой отдаленной части дворца были расположены Сиро-сёин — жилые покои сёгуна. Сюда разрешалось заходить только женской прислуге. Все убранство этих покоев создавало благоприятную атмосферу для тихого отдыха, для росписи были использованы горные и водные ландшафты, вносившие свою лепту в создание спокойного душевного состояния. К этим покоям примыкал Охирома ён-но ма — четвертый большой зал, где хранилось личное оружие сёгуна — мечи, копья и др.
Три смежные комнаты, Ротю-но ма, являлись служебным помещением для сёгунских чиновников, своего рода канцелярией. Стены этих комнат были покрыты изображениями птиц.Существовала и специальная комната, Тёкуси-но ма, где принимались посыльные от императора. Стены и двери были расписаны кленами, художники школы Кано передали всю красоту пурпурных листьев этих деревьев осенней порой. Убранство комнаты отличалось роскошью.
Сад Ниномару
Весь дворец отделан в классическом японском стиле: пол устлан татами, каждая комната имеет лишь три стены, четвертой, которая должна отделять помещение от коридора, нет. Точнее, это не стена, а легкие раздвижные двери. Расстояние между потолком и верхним косяком двери украшено богатыми резными орнаментами с павлинами, разными животными и растениями. Назойливый блеск золота смягчен временем и беловатыми сумерками, в которые превращает дневной свет белая японская бумага. Эта бумага натянута на деревянные раздвижные рамы, составляющие одну длинную стену коридора и одновременно внешнюю стену дворца. В жаркие летние дни можно широко раздвинуть эти двери, и тогда закрытое помещение превращается в веранду, с которой открывается вид на один из прекраснейших садов Японии — сад Ниномару.
Сад Ниномару выдержан в классических традициях японского садового искусства. Он расположен вокруг большого пруда, по саду разбросаны камни, разные по очертанию, размеру, цвету. Искусство их расстановки считалось главным в работе художника сада, камни подбирались по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю и предназначению. В центре пруда расположены три островка: Хораи-дзима (о. Вечного счастья), Цуру-дзима (о. Журавля), Камэ-дзима (о. Черепахи). Эти названия были выбраны отнюдь не случайно: согласно китайской, корейской и японской мифологии, журавль и черепаха являлись символами долголетия. Оформление сада связывают с именем великого мастера Чайной церемонии и ландшафтной архитектуры Кобори Энсю (1579–1647). Подобный пруд можно сделать на своем участке с помощью пленки EPDM, которая продается здесь.
Сад Сэйрю-эн
На территории замка Нидзё есть еще один сад, Сэйрю-эн, но он был создан в 1965 г. Там проводятся официальные приемы для гостей города или культурные мероприятия, например чайная церемония для горожан. В саду построено два чайных домика, неповторимый вид ему придают 1000 камней.
После падения господства дома Токугава замок Нидзё был передан императорской семье и переименован во дворец Нидзё. В 1939 г. он был подарен г. Киото и ему вернули его первоначальное название — замок Нидзё, а в 1940 г. открыли для широкой публики.Замок Нидзё причислен к историческим реликвиям Японии, а дворец Ниномару объявлен японским правительством национальным сокровищем. Замок занимает площадь 275 000 кв. м, его окружают широкие, наполненные водой рвы. Замок Нидзё открыт для посещения круглый год и является одной из самых популярных достопримечательностей старой столицы Японии — г. Киото.