Гхар Далам — познавательный отдых на Мальте

Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Гхар Далам - познавательный отдых на Мальте

Отдых на Мальте может быть не только пляжным, но и познавательным. Так, посетив пещеру-музей Гхар Далам, можно узнать много нового из истории первобытного человечества, их мире и существах, которые его населяли в то время.

Мальта известна всем своими песчаными пляжами и средневековой архитектурой, однако мало кто знает, что здесь находятся пещеры с останками первобытных людей и животных позднего ледникового периода. Одна из этих пещер называется Гхар Далам. Вы можете посетить её побывав на Мальте, для чего вам понадобиться оформить документы, использовать белый фон фото на визу на Мальту, а также купить билет на самолет или круизный лайнер.
Пещера Гхар Далам является старейшим свидетельством жизни человека и животных на Мальте и настоящим складом окаменелостей. Здесь можно увидеть, например, ископаемых карликовых слонов и бегемотов, черепаху а также птиц, населявших остров 250 000 лет назад. Традиционно, появление производящего хозяйства на острове историки связывали с ближневосточными влияниями. Вместе с тем за некоторыми исключениями (например, Шанидар) пещеры на Ближнем Востоке не служили жилищами или местами долговременных стоянок. К тому же археологический инвентарь пещеры можно охарактеризовать как скотоводческий с чертами, присущими так называемому «Африканскому скотоводческому комплексу» и известными в археологии как «хартумский неолит» или «сахаро-суданский комплекс». Этот комплекс возникает в Сахаре более 10 тыс. лет назад и представляет отличную от ближневосточного неолита культурную традицию.
Керамика периода Гхар-Далам характеризуется как локальный вариант керамики импрессо (кардиум). Этот тип керамики, получивший своё название от того, что на посуду, наносился штампованный орнамент (как правило – при помощи раковин Cardium), широко распространён на островах и побережьях Западного Средиземноморья, а также на атлантическом побережье Пиренейского полуострова. Считается, что такая керамическая традиция возникла в Гебале (Библе) в IX тыс. до н.э., откуда мигрировала в Македонию (Пре-Сескло), а оттуда распространилась в Западном Средиземноморье и в Адриатике (культуры Данило и Хвар).

Однако гебальская керамика исчезла также внезапно как и появилась, не оставив после себя значительного продолжения, между ею и западно-средиземноморским импрессо существует значительный хронологический разрыв. Напротив древнейшее импрессо появляется в Сахаре в IX-VIII тыс. до н.э. независимо от гебальского. Более того, культуры импрессо обладали значительным мореходным потенциалом, неизвестным у культур Ближнего Востока, что позволяет объяснить возникновение импрессо в различных регионах импортом. Согласно исследованию украинского археолога Дмитрия Гаскевича, носители этой культуры в VI тыс. до н.э. заселили не только указанные области, но и оказали значительное влияние на формирование Буго-Днестровской культуры.

После фазы Гхар-Далам (5200-4500 гг. до н.э., аналог сицилийской культуры Стентинелло) наступает фаза Скорба (4500-4100 гг. до н.э.), в которой в зависимости от преобладающего типа керамики, выделяют «серую» (на Сицилии – Серра-д’Альто) и «красную» (Диана). Поскольку изменения в этой фазе значительны, в современной науке основная дискуссия касается двух основных аспектов: соотношения автохтонного и пришлого (в частности – появление храмов и культовых статуэток) и направления влияния. Так, женские статуэтки из глины и терракоты относят в ориентальным влияниям, а иные по технике исполнения каменные статуэтки – к иберийскому, причем особое распространение эти иберийские идолы получат в бронзовом веке на Кикладах. Поселение Скорба возникает ок. 4850 г. до н.э., т.е. в середине фазы Гхар-Далам, тогда как возникновение храма близ поселения считается временем начала «серой Скорбы». В силу этого, ряд исследователей склонны удлинять время строительства храма до 5000 г. до н.э.

Период позднего неолита (4100-2500 гг. до н.э.) отмечен расцветом храмового строительства, в это время было возведено большинство мегалитических храмов, таких как Зеббудж, Шамшия, Мджарр, Джгантия, Мнайдра, Та Хаджрат, Хаджар-Ким, Хал Сафлиени и Таршиен. В это время происходит постепенная утрата связей между островами Западного Средиземноморья и возрастают влияния континентальных культур, прежде всего европейских. В основе дискуссии о позднем неолите остается проблема инокультурных влияний и связанный с ней вопрос о причинах упадка храмовой культуры Мальты.

Смена храмовых периодов не приводила к уничтожению или запустению прежних храмов, местное население продолжало использовать их для погребений, что указывает на значительную преемственность. В числе влияний большое внимание уделяется иберийским (культура лос Мильярес) и критским элементам. Свидетельством проникновения на остров Мальта критского населения могут служить сохранившиеся в античных источниках упоминания о завоеваниях Миноса на западе. Из заслуживающих внимания гипотез о причинах упадка мегалитических храмов Мальты следует выделить такие: аридизация климата, гражданская война, иностранное влияние, истощение земли или других природных ресурсов Мальты и/или Сицилии.

Встречающиеся после 3000 г. до н.э. одиночные случаи кремации, которые могут указывать на проникновение индоевропейцев, ведь кремация часто служит одним из довольно достоверных индикаторов их появления в Европе. Урновые кремации в цистах и дольменах, характерные для следующей фазы – некрополя Таршиена – указывают на проникновение на Мальту синтетической культуры Кастелуччо, содержащей как мегалитические (цисты, дольмены), так и индоевропейские (кремация) и балкано-дунайские (урны) элементы. В течении бронзового – раннего железного века Мальта пережила несколько волн миграции, в результате которых была утрачена преемственность с мегалитическими народами. Вполне вероятно, что именно с этими миграциями были установлены контакты со всем Средиземноморьем, в частности с Египтом.

Мы уже говорили о том, что у древних греков было несколько царств мёртвых, одно из них – Елисейские поля, во многом аналогичное египетским полям Иалу, располагалось на острове к западу от Греции. Мегалитические погребальные комплексы Мальты могли быть прототипами Елисейских полей, тем более, что их описания, например в Одиссее (IV: 563-568) довольно близки к нашим представлениям о Мальте мегалитического времени:

Ты за пределы земли, на поля Елисейские будешь
Послан богами – туда, где живет Радамант златовласый
(Где пробегают светло беспечальные дни человека,
Где ни метелей, ни ливней, ни хладов зимы не бывает;
Где сладкошумно летающий веет зефир, Океаном
С легкой прохладой туда посылаемый людям блаженным).

К тому же, как доказал на тихоокеанском материале этнолог Бронислав Малиновски, направление в Царство Мёртвых является указанием на прародину, туда, откуда мигранты пришли в местность их нынешнего обитания. Учитывая иберийское происхождение кикладских идолов и микенских толосов, а также «брачную экспедицию» в западную страну, изображённую на Ферейских фресках, можно утверждать, что мегалитический элемент в греческой культуре был весьма значительным.


Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Оцените эту статью
( Пока оценок нет )
Kayrosblog.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.