200 лет Царскосельскому лицею

Поделитья с друзьями в социальных сетях:

200 лет Царскосельскому лицеюЗнаменская церковь.

Сегодня исполняется 200 лет Царскосельскому лицею Именно! 19 октября 1811 года в Царском Селе было открыто самое прогрессивное по тем временам учебное заведение. Сегодня здесь большой праздник, с разных концов мира съехались потомки выпускников Императорского лицея.
 
Царскосельский лицей – привилегированное учебно-воспитательное заведение для детей потомственных дворян, расположенное в Царском Селе (летней императорской резиденции). Название происходит от греческого слова Lykeion (Ликей) – названия гимназии в Афинах, расположенной возле храма Аполлона Ликейского.

<

История Царскосельского лицея

Инициатива принадлежала министру народного просвещения А.К. Разумовскому и товарищу министра юстиции М.М. Сперанскому. Цель Лицея они видели в воспитании и образовании «юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной и составленного из отличнейших воспитанников знатных фамилий». Сперанский хотел, чтобы школа эта воспитывала не ординарных чиновников – слепых исполнителей воли вышестоящего начальства, но образованных и по-европейски мыслящих государственных деятелей.

Предполагалось, что выпускники Лицея будут проводить в жизнь задуманные Сперанским реформы. Император Александр I, поддержавший идею создания Лицея, первоначально хотел отдать туда учиться своих младших братьев – Николая и Михаила. Но этот замысел остался неосуществленным из-за противодействия императрицы Марии Федоровны.

200 лет Царскосельскому лицею

Большой зал.

11.01.1811 года было опубликовано «Постановление о Лицее», и все родители, имеющие детей соответствующего возраста и заботящиеся об их образовании, могли ознакомиться с уставом новой школы. Новое название, данное учебному заведению, «поражало публику в России, — не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в Афинских садах, где греческие философы научно беседовали со своими учениками». (Пущин И.И. Записки о Пушкине. Письма. М., 1988. С. 32.). По уставу в Лицей в Царском селе принимались дети в возрасте 10-12 лет. Одновременно здесь могли воспитываться не более пятидесяти человек. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому.

Первые три года – т. н. начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии: языки (русский, латинский, французский и немецкий), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмян (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Три последующие года – окончательный курс – основные предметы трех факультетов университета (словесного, нравственно-политического и физико-математического): науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения. В течение всего курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре. Учиться в Царскосельском лицее считалось престижнее, чем получить образование в Испании или Германии. здесь преподавали наиболее выдающиеся умы своего времени.

200 лет Царскосельскому лицею

200 лет лицею в Царском селе — Большой зал.

Выпускники Лицея, по их желанию, определялись в гражданскую или военную службу. Соответственно успехам в науках, они получали чины 9-го – 14 класса.

По указу императора от 3 февраля 1811 г. строения, предназначенные в Царском Селе для Лицея, со всеми принадлежностями передавались в ведение Министерства народного просвещения. В августе 1811 был проведен вступительный экзамен в Лицей, 19.10.1811 состоялось его торжественное открытие.
 
Внутреннее управление в Лицее осуществлял директор, кандидатуру которого утверждал император. Первым директором был статский советник В.Ф. Малиновский, выпускник Московского университета, сторонник реформаторских идей Сперанского (скончался 23.03.1814), а с 1816 – Е.А. Энгельгардт, остававшийся на этом посту до 1822 г. Как и Малиновский, он разделял свободолюбивые идеи века. Директор был обязан постоянно проживать в здании Лицея и находиться в курсе всех важных дел. На нем лежала персональная ответственность за каждого воспитанника.
 
Следует отметить, что Царскосельский лицей находился под патронажем императора России. Кроме того, граф А.К. Разумовский официально именовался главой Лицея со званием его главнокомандующего. Он знал по фамилии и имени каждого лицеиста, бывал на занятиях и участвовал в приеме экзаменов.

200 лет Царскосельскому лицею

Большой зал.

Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник — преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернёра. Кроме того, в штате Лицея находились врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и других вспомогательных работников.

Особое внимание уделялось подбору профессоров, которые заведовали кафедрами. Им устанавливался VII классный чин и годовой оклад в 2000 рублей, а также предоставлялась благоустроенная квартира вблизи Лицея. Среди первых профессоров были известные отечественные и зарубежные педагоги.
 
Российскую и латинскую словесность преподавал выпускник Московского университета, доктор философии и свободных наук, самый молодой профессор Лицея Николай Федорович Кошанский. Кошанский был известен как знаток античной литературы и переводчик; как составитель антологии «Ручная книга древней классической словесности» (СПб., 1816 – 1817. Т. 1-2.) Его ученики свободно читали в подлинниках произведения Цицерона, Виргилия и других мировых классиков.
 
Занятия по французскому языку и словесности вел профессор Давид Иванович де-Будри. Уроки по этому предмету проводили ежедневно, кроме того, лицеистам рекомендовалось в свободное время читать литературу Франции в подлинниках. Директор Лицея требовал, чтобы воспитанники обращались к преподавателям и общались между собой по-французски.

200 лет Царскосельскому лицею

Большой зал.

Немецкому языку и словесности лицеистов обучал профессор Федор Матвеевич (Фридрих-Леопольд-Август) Гауеншильд, уроженец Трансильвании и австрийский подданный. Его отличали методическое мастерство, дисциплинированность и требовательность к обучаемым. Заслуженный профессор Иван Кузьмич Кайданов с 1811 по 1841 гг. преподавал в Царскосельском лицее исторические и географические науки. Он был автором нескольких учебников и пособий для лицеистов.

Профессором нравственных наук был Александр Петрович Куницын, выпускник Петербургского педагогического института. Он читал логику, психологию, нравственность, различные отрасли права, политическую экономию и финансы. Профессор Куницын, автор опубликованного в 1818 году курса лекций «Право естественное» (в 1821 году запрещен к изучению и изъят из магазинов и библиотек), был сторонником теории «естественного права» и «общественного договора». Он считал необходимым ограничение власти императора конституцией и отмену крепостного права. И был в числе лучших преподавателей своего времени.
 
Яков Иванович Карцев основал в Царскосельском лицее кафедру физико-математических наук, устроил физический и минералогический кабинеты. Согласно учебной программе, математика в Лицее подразделялась на чистую и прикладную, а физика — на теоретическую и техническую. Кроме того, профессор Я. И. Карцев читал лицеистам курсы по некоторым разделам военных наук (артиллерии, фортификации, морскому делу и другим).

200 лет Царскосельскому лицею

Большой зал.

Лицеисты с большим интересом занимались изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Чистописание преподавал учитель Ф.П. Калинич, рисование – С.Г. Чириков. Уроки музыки и танцев давали иностранцы, специально приглашенные в Лицей Учителем фехтования в период с 1812 по 1824 гг. был также иностранец Вальвиль, верховой езде обучал полковник Д.И. Крекшин.

Занятия по плаванию начались с лета 1817 г. и проводились специально назначенными 2-3 матросами. Местом для упражнений была большая купальня в Царском саду. После плавания проводился медицинский контроль. Разумное сочетание умственных и физических нагрузок благотворно влияло на развитие лицеистов.
 

Профессорско-преподавательский состав был свободен в выборе методов своей работы. Однако при этом строго соблюдался главный принцип обучения – лицеисты не должны были находиться в праздном состоянии. Преподавателям запрещалось диктовать новый материал учебных предметов. Они должны были вести занятия так, чтобы никто из воспитанников не отставал в учебе. На менее подготовленных учеников педагоги обращали особое внимание, а также занимались с ними дополнительно. Все уроки, особенно в первые месяцы обучения, сопровождались отчетами учащихся в устной или письменной форме. Профессора, адъюнкты и учителя не переходили к отработке нового материала, пока все лицеисты не усвоили предыдущий. По каждому разделу программы обучения устанавливались определенные методические правила, которым строго следовали. В классах висели обучающие стенды, которые помогали преподавателям объяснять новый материал. С современными вариантами таких стендов для школы читайте подробнее здесь.

200 лет Царскосельскому лицею

Высочайшая грамота,дарованная Императорскому Царскосельскому лицею Александром I

Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.

В 6 часов утра объявлялся общий подъем, затем воспитанники шли на утреннюю молитву, после чего повторяли задания своих преподавателей. С 8 до 9 часов проводился урок в классах, а с 10 до 11 – завтрак и прогулка в парке. С 11 до 12 часов в Лицее предусматривался второй урок в классах, а с 13 — обед и короткий перерыв.
 
В 14 часов у лицеистов начинались занятия по чистописанию и рисованию, с 15 до 17 – уроки в классах. После этого был короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения. С 20 часов учащиеся шли на ужин, потом были прогулка в парке и повторение уроков. После вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать.
 
Особую славу Лицею принес первый (пушкинский) выпуск 1817 года. Среди выпускников декабристы: И.И. Пущин, В.К. Кюхельбекер, В.Д. Вольховский.
В 1843 году Лицей был переведен в Петербург и переименован в Александровский, в 1917 году – упразднен.

200 лет Царскосельскому лицею

Герб Лицея на доме директора Лицея в Царском Селе.

200 лет Царскосельскому лицею

Библиотека

200 лет Царскосельскому лицею

Газетная комната

200 лет Царскосельскому лицею

Комната для занятий после классов (Проходная)

200 лет Царскосельскому лицею

Комната для занятий после классов(Длинная).Предметы фехтования

200 лет Царскосельскому лицею

Учебный класс

200 лет Царскосельскому лицею

Физический кабинет

200 лет Царскосельскому лицею

Учебный класс

200 лет Царскосельскому лицею

Учебный класс

200 лет Царскосельскому лицею

Учебный класс

200 лет Царскосельскому лицею

Певческий класс

200 лет Царскосельскому лицею

Певческий класс

200 лет Царскосельскому лицею

Класс с рисунками воспитанников

200 лет Царскосельскому лицею

Вид из окна на плац Екатерининского дворца

200 лет Царскосельскому лицею

Парадная лестница


Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Оцените эту статью
( Пока оценок нет )
Kayrosblog.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.