Знаменская церковь.
<
История Царскосельского лицея
Инициатива принадлежала министру народного просвещения А.К. Разумовскому и товарищу министра юстиции М.М. Сперанскому. Цель Лицея они видели в воспитании и образовании «юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной и составленного из отличнейших воспитанников знатных фамилий». Сперанский хотел, чтобы школа эта воспитывала не ординарных чиновников – слепых исполнителей воли вышестоящего начальства, но образованных и по-европейски мыслящих государственных деятелей.
Предполагалось, что выпускники Лицея будут проводить в жизнь задуманные Сперанским реформы. Император Александр I, поддержавший идею создания Лицея, первоначально хотел отдать туда учиться своих младших братьев – Николая и Михаила. Но этот замысел остался неосуществленным из-за противодействия императрицы Марии Федоровны.
Большой зал.
11.01.1811 года было опубликовано «Постановление о Лицее», и все родители, имеющие детей соответствующего возраста и заботящиеся об их образовании, могли ознакомиться с уставом новой школы. Новое название, данное учебному заведению, «поражало публику в России, — не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в Афинских садах, где греческие философы научно беседовали со своими учениками». (Пущин И.И. Записки о Пушкине. Письма. М., 1988. С. 32.). По уставу в Лицей в Царском селе принимались дети в возрасте 10-12 лет. Одновременно здесь могли воспитываться не более пятидесяти человек. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому.
Первые три года – т. н. начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии: языки (русский, латинский, французский и немецкий), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмян (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Три последующие года – окончательный курс – основные предметы трех факультетов университета (словесного, нравственно-политического и физико-математического): науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения. В течение всего курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре. Учиться в Царскосельском лицее считалось престижнее, чем получить образование в Испании или Германии. здесь преподавали наиболее выдающиеся умы своего времени.
200 лет лицею в Царском селе — Большой зал.
Выпускники Лицея, по их желанию, определялись в гражданскую или военную службу. Соответственно успехам в науках, они получали чины 9-го – 14 класса.
Большой зал.
Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник — преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернёра. Кроме того, в штате Лицея находились врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и других вспомогательных работников.
Большой зал.
Немецкому языку и словесности лицеистов обучал профессор Федор Матвеевич (Фридрих-Леопольд-Август) Гауеншильд, уроженец Трансильвании и австрийский подданный. Его отличали методическое мастерство, дисциплинированность и требовательность к обучаемым. Заслуженный профессор Иван Кузьмич Кайданов с 1811 по 1841 гг. преподавал в Царскосельском лицее исторические и географические науки. Он был автором нескольких учебников и пособий для лицеистов.
Большой зал.
Лицеисты с большим интересом занимались изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Чистописание преподавал учитель Ф.П. Калинич, рисование – С.Г. Чириков. Уроки музыки и танцев давали иностранцы, специально приглашенные в Лицей Учителем фехтования в период с 1812 по 1824 гг. был также иностранец Вальвиль, верховой езде обучал полковник Д.И. Крекшин.
Профессорско-преподавательский состав был свободен в выборе методов своей работы. Однако при этом строго соблюдался главный принцип обучения – лицеисты не должны были находиться в праздном состоянии. Преподавателям запрещалось диктовать новый материал учебных предметов. Они должны были вести занятия так, чтобы никто из воспитанников не отставал в учебе. На менее подготовленных учеников педагоги обращали особое внимание, а также занимались с ними дополнительно. Все уроки, особенно в первые месяцы обучения, сопровождались отчетами учащихся в устной или письменной форме. Профессора, адъюнкты и учителя не переходили к отработке нового материала, пока все лицеисты не усвоили предыдущий. По каждому разделу программы обучения устанавливались определенные методические правила, которым строго следовали. В классах висели обучающие стенды, которые помогали преподавателям объяснять новый материал. С современными вариантами таких стендов для школы читайте подробнее здесь.
Высочайшая грамота,дарованная Императорскому Царскосельскому лицею Александром I
Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.
Герб Лицея на доме директора Лицея в Царском Селе.
Библиотека
Газетная комната
Комната для занятий после классов (Проходная)
Комната для занятий после классов(Длинная).Предметы фехтования
Учебный класс
Физический кабинет
Учебный класс
Учебный класс
Учебный класс
Певческий класс
Певческий класс
Класс с рисунками воспитанников
Вид из окна на плац Екатерининского дворца
Парадная лестница